MQA – первые проблемы и разногласия

MQA – что это, революция цифрового аудио или всего лишь маркетинг? Весьма скромное описание формата, которое можно обнаружить в сети и в том числе на фирменном сайте MQA только подогревало интерес к загадочной технологии. Казалось бы, столь сильное внимание к формату гарантирует ему безоблачное будущее, но, как оказалось, не всё так гладко, как можно себе представить. В последнее время MQA всё чаще подвергается критике и нападкам со всех сторон.
Первый сокрушительный удар по «революционной технологии» нанёс LINN, обвинивший создателей MQA в том, что ими двигала жажда наживы, а не благие намерения по созданию идеального формата цифровой звукозаписи. Не успев оправится от первого удара, MQA получает второй со стороны крупнейшего (и одного из первых на рынке) сайта по продаже аудио контента высокого разрешения. О своём отказе предлагать клиентам музыку в формате MQA объявил сервис HighResAudio (www.highresaudio.com).
Основные обвинения со стороны HighResAudio в адрес MQA звучат так: MQA не является lossless форматом. Согласно заявлениям представителей HighResAudio, исходные данные не могут быть восстановлены при декодировании изначально сжатого файла и потери всё-таки имеются. В сообщении также говорится о снижении частоты дискретизации, сужении частотного диапазона и ухудшении показателя сигнал/шум. Ещё одной претензией является отсутствие инструментов анализа для проверки кодированного контента MQA, а значит нет никакого контроля качества (он просто невозможен). По оценкам сервиса HighResAudio MQA способен более-менее точно восстановить лишь сигнал в формате 17Bits на 96кГц, а применение адаптивных фильтров для улучшения тайминга сигнала приносит больше вреда, чем пользы.
Если верить заявлениям HighResAudio, то перед отказом от продажи музыки в формате MQA они неоднократно обращались к представителям формата с просьбой раскрыть больше фактов и дать проверить их технически, но рационального диалога не получилось. Клиент должен знать, за что он платит свои деньги, и если мы не можем дать ему исчерпывающую информацию, то мы не можем продавать такой контент – такова официальная позиция HighResAudio.
По сути, посыл представителей HighResAudio прост и понятен – MQA не панацея, а маркетинг, подкреплённый коммерческим интересом. С другой стороны, само это обращение управляющего директора HighResAudio Лотара Керестеджиана (Lothar Kerestedjian) к общественности можно расценивать, как маркетинговый ход по рекламе своего сервиса. К такому выводу не трудно прийти, учитывая, что 2/3 всего сообщения посвящено не MQA, а именно HighResAudio. Лотар старательно акцентирует внимание на том, что они первые в 2010 году вышли на рынок по продаже музыки онлайн и являются лидерами в отрасли. Далее следует длинная исповедь на тему того, как важно быть честными со своими клиентами, и что именно HighResAudio предпринимает максимум усилий для проверки подлинности и качества продаваемого контента. Звучит благородно, но рекламный подтекст чувствуется издалека. В конце концов, слушатели сами проголосуют рублём за то, какой формат является самым удобным и музыкальным, и именно тогда всё встанет на свои места.