Home / Акустические системы  / Конференция Focal – новая встреча со старыми знакомыми

Конференция Focal – новая встреча со старыми знакомыми

Конференция Focal

Давайте поговорим о Франции. Что первое всплывает в памяти при упоминании этого европейского государства? Лично я сразу вспоминаю багеты, кислое вино, сыры, сомнительную моду и лягушачьи лапки в ресторанах. Ах да, простите, совсем забыл про Эйфелеву башню, куда же без неё. Пожалуй, это тот самый, пусть и не полный, но основной перечень стереотипных ассоциаций, связанных с Францией, которыми по мнению многих, в том числе и наших соотечественников, могут гордиться французы. Само собой, что это утверждение весьма сомнительно, и в нём столько же истины, как в том, что мы с вами искренне гордимся водкой, медведями на велосипедах и мавзолеем Ленина. Предметов и поводов для гордости у Франции намного больше, но нас с Вами явно не интересуют кулинарные или парфюмерные традиции, ведь мы собрались тут ради Hi-Fi и High-End аудиотехники, о ней давайте и поговорим.

Сказать, что во Франции много производителей высококачественной аппаратуры и акустических систем – значит ничего не сказать, но из всего многообразия можно выделить лишь некоторых из них, тех кто успел снискать всемирную известность и признание, и теперь по праву могут называться флагманами французской аудиоиндустрии. Одним из таких «флагманов» по праву может считаться компания Focal, занимающаяся производством акустических систем Hi-Fi и High-End класса. Пожалуй, трудно представить увлечённого аудиофила, не знающего этого известного бренда.

Я нисколько не преувеличу, если скажу, что продукция компании Focal известна всем, кто хоть как-то интересуется высококачественной аудиоаппаратурой и акустическими системами. Множество новостей, тестов, публикаций не позволяют забыть о знаменитом производителе из Франции, вне зависимости от того, являетесь ли вы его поклонником или нет. Почти в каждой салоне России наверняка найдётся одна, а иногда и несколько пар акустически систем Focal из разных серий. Значит ли это, что мы всё знаем о Focal? На этот вопрос нет однозначного ответа, и лишь информация из «первых уст» сможет расставить все точки в этом вопросе. Именно по этой причине, получив предложение от нового Российского дистрибьютора Focal – компании Bonanza посетить монобрендовую конференцию, мы искренне заинтересовались им и приступили к сбору чемоданов.

Утренняя Москва встретила нас палящим солнцем, что было очень непривычно после затяжных питерских дождей. Французская пекарня, возле которой был намечен сбор участников конференции, оказалась как никогда кстати для того, чтобы начать проникаться сутью предстоящего мероприятия. Свежая выпечка и чашка горячего чая помогли скоротать время, и теперь только непродолжительное путешествие на автобусе отделяло нас от знакомства с первыми лицами компании Focal.

Несмотря на всемирную известность бренда и огромный торговый оборот, превышающий 45 млн. евро, российскому рынку французы отводят особое место. К такому заключению не сложно прийти, если сопоставить два факта: вместо обычного представителя в Москву приехала вся «верхушка» компании, а также то, что ради этого события они пожертвовали возможностью отпраздновать самый важный государственный праздник – «День взятия Бастилии».

Спустя лишь несколько минут после того, как все свободные места в зале презентации были заняты, на пороге появилась делегация, состоящая из коммерческого директора Arnaude Hendoux, генерального менеджера по экспорту Карстена Рута (Carsten Roth), генерального директора Кристофа Сико (Christophe Sicaud) и директора по маркетингу Николя Дебарда (Nicolas Debard). В то время, как два первых представителя делегации в основном наблюдали за происходящим, два последних принимали в презентации непосредственное участие в качестве спикеров через переводчика. Первым к трибуне вышел генеральный директор Кристоф Сико, его целью было рассказать всем присутствующим о том, какой компания является в настоящий момент.

 

 

Кристоф Сико

Кристоф Сико

Focal сейчас это не одиночный бренд, а часть группы компаний Vervent Audio Group, в которую входит небезызвестный английский производитель акустики и электроники Naim. Подобное сотрудничество должно принести хорошие плоды, ведь на собственном опыте познав все сложности и тонкости разработки и производства электроники, можно найти дополнительные возможности для совершенствования разработок и производства акустических систем.

Слушая рассказ Кристофа о компании, нельзя было не отметить его увлечённость, которая явно свидетельствовала о том, что для каждого из присутствующих членов французской делегации всё происходящее на фабрике является не просто бизнесом, но и серьёзным личным увлечением и любимым делом. Всю серьёзность подхода Focal к процессу разработки и производства акустических систем на фабрике в Сент-Этьене демонстрировал краткий фильм, а, вернее сказать, видео-экскурсия по территории компании. Всего несколько минут просмотра полностью меняют взгляд на компанию.

17400 кв.м. и 200 сотрудников – за этими двумя цифрами скрывается полный производственный процесс, начиная от теоретических разработок и расчётов до полного изготовления всех акустических систем и комплектующих к ним. Focal не использует аутсорсинг, предпочитая полностью самостоятельно заниматься всеми производственными процессами. Являясь одним из не многих производителей акустических систем, имеющих полностью собственное производство всех динамиков (в то время как большинство брендов пользуется продукцией внешних компаний Scan-Speakm, SEAS, Vifa и прочих), разработчики Focal ограничены лишь собственной фантазией и опытом, что позволяет им принимать самые неожиданные и смелые решения в стремлении произвести на свет акустические системы, оставляющие далеко позади всех основных конкурентов.

Часть производственных процессов на заводе полностью механизирована, но даже тут не обходится без ручного труда при сборке и тестировании динамиков и производстве корпусов. Самые точные работы по сборке динамиков поручены женщинам, чьи руки виртуозно владеют паяльником, кистью с клеем и прочими инструментами. Невзирая на колоссальный опыт работы каждой из представительниц прекрасной половины человечества, выходящие из под их рук динамики проходит тщательное тестирование, в результате которого компьютер выносит вердикт о пригодности их к дальнейшей установке в акустические системы.

После окончания вступительной части к трибуне подошёл Николя Дебард, отвечающий за маркетинг в компании Focal. Целью выступления Николаса была презентация всей продукции компании и, прежде всего, новых продуктов.

Николя Дебард

Николя Дебард

Несмотря на то, что компанию Focal мы все в первую очередь ассоциируем с производством акустических систем, Николя решил начать свою презентацию не с колонок, а с наушников. Если бы так поступил кто угодно другой из французской делегации, то подобный расклад приоритетов мог бы показаться странным, но Николя, являясь директором по маркетингу, как нельзя лучше понимает важность этой части ассортимента во время роста популярности персонального и портативного аудио.

Учитывая насыщенность рынка наушников, урвать себе его частичку производителю, не специализирующемуся на производстве наушников, весьма сложно. Для того, чтобы потеснить мэтров, занимающих лидирующие позиции, стоит предложить потребителю нечто особенное и бескомпромиссное. Для того, чтобы разработать такой продукт, разработчикам Focal потребовалось 4 года усердной работы, которая в конечном итоге увенчалась успехом.

Николя пояснил, что за столь длинный период инженеры компании сделали невозможное, создав принципиально новый излучатель, превосходящий по своим параметрам все три наиболее распространённых вида динамиков (электродинамический, электростатический и планарный). Кроме того, перед ними стояла фантастическая задача- заставить новый динамик создавать эффект прослушивания полноразмерных акустических систем. Результатом длительных изысканий стали две новые модели наушников Elear и Utopia.

Elear и Utopia

После столь интригующего вступления зал притих в ожидании раскрытия секрета того самого новейшего динамика, способного «заткнуть за пояс» всех конкурентов. Спустя всего несколько мгновений напряжение посетителей конференции спало и сменилось повышенным вниманием, нацеленным на экран, на котором появилось изображение загадочного драйвера. В глазах слушателей появилось сомнение относительно революционности новой разработки, ведь внешне её конструкция сильно напоминала подобие электродинамического динамика. В целом, это действительно так, и принцип действия взят именно оттуда, но если присмотреться к каждой из составных частей драйвера по отдельности, то сомнения рассеиваются, и перед разработчиками хочется снять шляпу.

Elear и Utopia

Конструкция новых драйверов состоит из пяти элементов:

1- Корзина диаметром 50 мм

2- Cамым лёгким из существующих подвесов изготавливается из материала NBR и имеет толщину всего 70 микрон

3- Диффузор «M»-формы, диаметром 40 мм, выполненный из сплава алюминия и магния (Al-Mg) у модели Elear и из  бериллия у наушников Utopia

4- Звуковая катушка диаметром 25 мм и высотой всего 4,4 мм, не имеющая каркаса, ради снижения массы является самой лёгкой и маленькой.

5- Магнитный узел

Благодаря такой конструкции и специально подобранным материалам, новый драйвер может совмещать в себе непревзойдённую жёсткость и минимальную массу подвижной системы, а это именно то сочетание параметров, которое можно считать идеальным с точки зрения воспроизведения звука. В итоге масса подвижных частей Elear составляет 150 мг, а у Utopia всего 135 мг. Дополнительный вклад в качество и чистоту звучания вносит отсутствие кроссоверов и каких-либо цепей фильтрации сигнала.

Отдельное внимание Николя уделил материалам диффузоров обеих моделей наушников. Николя пояснил, что самыми важными параметрами диффузоров является максимальная жёсткость при минимальной массе. Любые другие материалы, будь то шёлковые купола или алюминиевые мембраны, не способны соответствовать сразу обоим требованиям, и только сплав алюминия с магнием и чистый бериллий являются идеальными кандидатами в качестве материала действительно топовых изделий.

Алюминиево-магниевый сплав (Al-Mg) обладает оптимальным соотношением характеристик и стоимости, он превосходит все остальные распространённые материалы, но при этом остаётся сравнительно доступным по стоимости. Именно это соотношение являлось основополагающим при выборе его в качестве материала диффузора для наушников Elear, что позволило в конечном итоге создать совершенные наушники по сравнительно доступной стоимости.

Fresh-hifi Al-Mg

Что касается бериллия, то его параметры можно считать эталонными, ведь по сравнению с ними даже характеристики упомянутого выше Al-Mg кажутся очень скромными. К сожалению, высокая стоимость материала не позволяет использовать его повсеместно. Бериллий в 7 раз жёстче алюминия и титана при одинаковой массе изделия, благодаря чему обладает расширенной до 40 кГц частотной характеристикой.

Fresh-hifi Бериллий

Особого внимания заслуживают демпфирующие свойства материала. Несмотря на то, что скорость звука в бериллии по сравнению с остальными материалами в 2,5 раза выше, внутренние резонансы у него полностью отсутствуют. Иными словами, бериллий не имеет собственного звука, что доказал наглядный сравнительный эксперимент с камертонами из алюминия, титана и бериллия. При ударе по первым двум образцам можно услышать продолжительный звон, стоит попробовать этот же манёвр с камертоном из бериллия, и в ответ только глухой обрывающийся звук, а сам камертон кажется практически невесомым.

Fresh-hifi Focal

В какой-то момент презентации Николя сообщил слушателям о том, что каждый при желании сможет своими ушами услышать, как звучат обе модели наушников. Такое заявление вызвало неподдельный интерес. С этого самого момента многие стали поглядывать на часы, ожидая долгожданного перерыва, после наступления которого к заветной комнате выстроилась внушительная очередь. Взрослые люди с неподдельным детским интересом ожидали своей очереди, попутно обсуждая возможных конкурентов Elear и Utopia. Если перед входом можно было услышать сомнения относительно стоимости наушников и, в первую очередь, модели Utopia, то после прослушивания к упоминанию стоимости в обязательном порядке прибавлялось «Это того стоит». Дискуссия относительно услышанного продолжалась в течение всего обеденного перерыва, а некоторые особенно любопытные участники успели воспользоваться моментом и устроить себе повторное прослушивание.

Вторая часть повествования Николя была посвящена акустическим системам. Понимая, что собравшая публика не понаслышке знакома с продукцией Focal, Николя лишь вскользь пробежался по всем сериям акустики и напомнил собравшимся, что в ассортименте компании есть всё от недорогих до сверхэлитных акустических систем: сабвуферы, встраиваемая акустика, автомобильные колонки, активная акустика для студий звукозаписи, беспроводные системы для дома, саундбары и многое другое.

Как звучат акустические системы Focal, собравшиеся явно представляли, поэтому представители Focal решили уделить оставшееся время рассказу о фирменных технологиях, благодаря которым продукция звучит именно так, как как звучит.

По мнению представителей компании ключевых моментов превосходства Focal над продукцией конкурентов как минимум три: твитеры с обратным куполом, твитеры из бериллия и многослойные сэндвичные диффузоры.

Твитеры с обратным куполом можно считать фирменной визитной карточкой Focal. При одинаковом диаметре купола, вогнутый (обратный) купол, в сравнении с обычным, позволяет использовать звуковую катушку значительно меньшего диаметра, что существенно снижает общую массу всей подвижной системы. Это очень существенный параметр, так как в высокочастотных излучателях борьба ведётся за каждый миллиграмм снижения общей массы, что в конечном итоге приводит к более точной и быстрой реакции купола на поступающий звуковой сигнал, а также расширяет воспроизводимый частотный диапазон.

Focal Fresh-hifi

Fresh-hifi Focal

В качестве второго достоинства была упомянута направленность, которая, по утверждению Николя, значительно меньше именно у вогнутых куполов.

Fresh-hifi Focal

В заключении перечисления всех преимуществ было упомянуто несовершенство подвесов выпуклых куполов, в которых «теряется» часть передаваемой на купол энергии, которая в последствии превращается в тепло. Вогнутые твитеры Focal такими недостатками не страдают, и вся переданная на них энергия превращается в излучаемый звук.

Твитеры из бериллия – это особый предмет гордости для Focal. Редкий, очень дорогой и сложный в обработке высокотоксичный (в чистом не обработанном виде) металл – при таком сочетании не самых удобных характеристик трудно поверить, что с точки зрения акустических достоинств этот материал является просто идеальным. Сложность технологических процессов и дороговизна самого бериллия не позволяет использовать его повсеместно. Не смотря на все сложности, компания Focal использует этот металл в своих самых совершенных акустических системах. Сочетание лёгкости, жёсткости и превосходных демпфирующих характеристик позволяют получить ранее недостижимые результаты в области высоких частот, при этом толщина бериллиевой фольги в 2 раза тоньше человеческого волоса.

Fresh-hifi focal

Третьей по счёту, но не по значимости, является технология изготовления многослойных диффузоров (W-СЭНДВИЧ), которая при незначительном росте массы существенно улучшает все остальные параметры диффузора.

W-СЭНДВИЧ представляет собой структуру из наружных и внутренних слоёв стекловолокна, между которыми находится ещё один промежуточный слой из льняного экотекстиля (диффузоры FLAX для моделей ARIA) или материала Rohacell (для моделей Utopia).

Focal W-СЭНДВИЧ

Основной сферой использования материала Rohacell являются авиационная аэрокосмическая промышленность, где при его помощи существенно снижают или полностью гасят вибрации фюзеляжей. Такие демпфирующие возможности сверхлёгкого материала, на 80% состоящего из воздуха, не могли не заинтересовать инженеров Focal, и диффузоры из него тут же нашли своё место в топовой линейке акустики. Льняной экотекстиль был выбран за его характеристики, по раду параметров близкие к кевлару и карбоновому волокну.

В зависимости от диаметра изготавливаемого диффузора и требуемой жёсткости (среднечастотный динамик, басовый или диффузор для сабвуфера), количество внешних и внутренних слоёв стекловолокна, а также толщина промежуточного слоя, могут меняться, позволяя таким образом производить диффузоры W-СЭНДВИЧ диаметром от 3 до 16 дюймов для абсолютно любых нужд.

Масса диффузора W-СЭНДВИЧ в среднем всего на 4% больше относительно аналогичного изделия из мономатериала, но при этом жёсткость увеличивается в 7 раз (а по сравнению с бумажными диффузорами сразу в 19 раз!), а относительное сопротивление в 3,5 раза.

Особое внимание на конференции Николя решил уделить обновлённому модельному ряду UTOPIA III, который кроме упомянутых динамиков с диффузорами W-СЭНДВИЧ из материала Rohacell уместил в себе ещё много различных сюрпризов.

Казалось бы, бериллиевый твитер совершенен сам по себе и улучшить его уже невозможно, но в последней реинкарнации модельного ряда UTOPIA III произошло именно это. Инженеры избавили вогнутый купол от компрессии воздуха, открыв пространство позади него и снизив резонансную частоту до предельно низкого значения в 528 Гц, что очень далеко от граничной частоты 2000 Гц, где твитер начинает свою работу.

Fresh-hifi Focal

Очень неожиданными и революционными нововведениями порадовала басовая секция в моделях EM, в которой разработчики решили дать пользователю возможность подстраивать звучание низких частот в зависимости о размеров помещения и желаемого характера звучания нижнего регистра. Ради такой возможности были внесены кардинальные изменения в магнитную систему низкочастотного динамика. Традиционный постоянный магнит был заменён на электромагнит с возможностью регулировки параметров, всего пользователю доступны 6 вариантов звучания, выбираемые поворотом ручки переключателя.

Fresh-hifi Focal

Fresh-hifi Focal

В модели Maestro идея регулировки уровня и характера звучания низких частот в зависимости от размеров помещения тоже нашла своё место, но в отличие от электромагнитов в моделях EM, она реализована при помощи технологии MDS (Magnetic Damping System). Идея состоит в том, чтобы иметь две катушки, одна – подключена к стерео усилителю и вторая – к резистивной сборке. Изменяя номинал резисторов, мы меняем поведение звуковой катушки. Это позволяет получить схожий результат при существенно меньшей стоимости.

Модельный ряд SOPRA следует сразу за Utopia, и по этой причине перенимает некоторые наработки флагманской линейки. В частности, в нём нашли место бериллиевый твитер с обратным куполом и W-СЭНДВИЧ динамик с прослойкой из Rohacell. Кроме этого имеются и собственные технологические решения.

Техническое решение TMD (Tuned Mass Damper) – идея состоит в добавлении двух рёбер круглого сечения по периметру подвеса динамика. В результате получаем ровную АЧХ в диапазоне 1 – 3 кГц, расширение полосы частот до более чем 5 кГц, подавление резонанса подвеса и снижение искажений в 2 раза.

Fresh-hifi Focal Sopra

Технология NIC (Neutral Inductance Circuit) находит место в каждом динамике SOPRA, её суть состоит в добавлении концентрического кольца Фарадея в основание полюсного наконечника, идеально рассчитанного при помощи специального инструмента симуляции. Результатом этого становится постоянное магнитное поле, независимо от позиции катушки, от тока в катушке и от частоты сигнала, отсутствие эффекта компрессии, максимальное снижение искажений (-70 % для СЧ-динамика).

В твитере применяется технология IHL (Infinite Horn Loading), суть которой в специальной форме камеры позади купола, которая постепенно поглощает излучение тыльной стороны купола и приводит к его полному затуханию. В результате снижение резонансной частоты до 800 Гц и уменьшение искажений на 30% в диапазоне от 1,5 до 4 кГц.

Закончив презентацию верхних линеек акустики, Николя вкратце пробежал по бюджетным сериям, акцентируя внимание на том, что даже в них имеются эксклюзивные разработки Focal, позволяющие превосходить конкурентов. Не была забыта профессиональная акустика для звукозаписывающих студий, и все те, кто записывает при её помощи свои музыкальные произведения, успехи компании на поприще автозвука тоже не остались в стороне. К слову сказать, компания выпускает несколько типоразмеров динамиков, идеально подходящих для замены штатных колонок без каких-либо изменений в места их установки. Линейка встраиваемых акустических систем порадовала крайне удобной системой монтажа, для которой не требуется никаких инструментов.

Fresh-hifi Focal Install

Прослушивание акустических систем SOPRA и UTOPIA в новом демонстрационном зале стало хорошим завершением интересного и информативного дня. Услышать своими ушами всё то, о чём так долго говорили, было как раз кстати. Лично я оставлю впечатления от прослушивания при себе, чтобы не мешать Вам сформировать своё собственное первое мнение о звучании технически совершенных акустических систем из Франции, когда Вам повезёт столкнуться с ними лицом к лицу.

 

Автор: Максим Шмельков
Рейтинг
ЕЩЁ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ПОЛЕ ВВОДА КОММЕНТАРИЯ