Конференция по кабельной продукции Nordost – никакой магии, только технологии
Что такое настоящий Hi-Fi или даже High-End? Несмотря на то, что эти понятия уже давно приобрели более или менее внятные определения, участники сообщества любителей качественного звучания и аудио техники согласия так и не достигли. Не стихают битвы форматов звукозаписи и их сторонников, до сих пор продолжается противостояние лампы и транзистора, ассортимент акустических систем и их модификаций и вовсе поражает своим размахом. В одном вопросе почитатели высококачественной техники всё же сходятся во мнении – разница в звучании есть и она ощутима, а, следовательно, есть смысл слушать, сравнивать и выбирать.
Кабельная продукция занимает особое место в спорах аудиофилов. Влияние кабелей на звучание тракта всегда было предметом споров и дискуссий. Для одних влияние кабелей на звучание очевидно, для других корректировка звучания при помощи подбора кабелей по эффективности аналогична танцам с бубнами при вызове дождя в засушливый летний день. Судя по всему именно такой резкий разброс мнений подогревал интерес к предстоящей демонстрации кабельной продукции Nordost, ради чего в Санкт-Петербург прибыл представитель компании Алекс Брэйди.
Вопреки ожиданиям, Алекс прибыл на демонстрацию без бубна и прочей шаманской атрибутики. Вместо этого руки г-на Брэйди были заняты внушительными чемоданами, в которые были упакованы 23 кг высоких технологий, помноженных на 25-летний опыт компании. Не скрывая фирменной заграничной улыбки и неподдельного удовольствия от процесса, Алекс принялся раскладывать на полу перед слушателями «пасьянс» из содержимого своих чемоданов.
Серьёзность подхода компании Nordost к звуку и своим продуктам чувствовалась в каждом действии гостя из США. Любая мелочь может повлиять на результат, поэтому ничего нельзя упустить из виду и всё сделать правильно. Примечательно, что для демонстрации была выбрана не самая дорогостоящая аппаратура, а та, которую может себе позволить широкая аудитория слушателей. Если получится достигнуть впечатляющего результата на сравнительно бюджетном тракте, то можно представить, каковы будут результаты на тракте высочайшего качества. Итак, электронная часть тракта была представлена CD-проигрывателем и усилителем от Cambridge Audio, место акустических систем заняли напольники от Monitor Audio.
Несмотря на относительную бюджетность тракта, Алекс очень основательно готовился к началу демонстрации. В качестве стойки под аппаратуру выступила весьма странная сварная конструкция с полками из фанеры (по крайней мере с моего места в зале мне показалось именно так). И без того странная конструкция покоилась на колёсах, что явно добавляло ей колорита. Судя по всему не только меня смущала столь сомнительная подставка, и вскоре в дверном проёме показалась красивая стеклянная полка на элегантных ножках, увенчанных изящными шипами. Эстетические изыски предложенной альтернативы явно не впечатлили Алекса, и он уверенно сообщил присутствующим, что лучше «дерево на колёсах», чем «стекло на шипах». Чуть позднее Алекс пояснил, что кроме кабельной продукции компании планируется демонстрация виброразвязывающих конусов «Sort Kone», эффективность которых гарантирована на деревянных поверхностях, но существенно снижается при использовании стеклянных конструкций.
На финальной стадии подготовки Алекс вооружился лазерным дальномером и долго вымерял расстояние между акустическими системами, удалённость колонок от стен, а, также расстояние от поверхностей диффузоров акустических систем до слушателя. Завершив манипуляции с акустическими системами, демонстратор расправил акустический кабель Nordost Heimdall, надолго занявший место между усилителем и акустическими системами.
Всё готово и от начала прослушивания нас отделяет только небольшой экскурс в теоретическую часть, в которой раскрывалась концепция и философия компании, а также был дан ответ, почему в названии продукции Nordost используются имена скандинавских богов. Как оказалось, владельцем и основателем компании является эмигрант из Ирландии, испытывающий особенную тягу и интерес к скандинавской мифологии – отсюда и названия продукции в честь скандинавских богов.
Фирменная концепция и философия компании Nordost достаточно сильно отличается от взглядов коллег по цеху. В то время, как многие производители провозглашают «самыми влиятельными» акустические кабели, представители Nordost смотрят на это принципиально с другой стороны. Алекс однозначно заявил, что именно «первые два метра кабеля в системе» являются самыми важными. Таким образом, в Nordost самыми «влиятельными» кабелями в системе признаются силовые. Вслед за этим утверждением последовало немедленное уточнение, что среди всех силовых кабелей самым важным является именно самый первый, который соединяется непосредственно с розеткой. Это стоит учитывать в случае, если в вашей комнате не предусмотрено по отдельной розетке для каждого из компонентов, и для подключения Вашего тракта используется своеобразная колодка-разветвитель, в которую включаются все сетевые кабели, а она уже непосредственно соединена с электрической розеткой. В этом случае Алекс однозначно советует самый дорогой и качественный кабель ставить именно между розеткой и колодкой, остальные силовые кабели должны быть либо чуть ниже классом, либо такие же, как первый.
Опытные слушатели, собравшиеся в комнате прослушивания, не привыкли верит на слово, поэтому гостю из штатов ничего не оставалось, как начать демонстрацию. Следуя фирменной концепции, открывали прослушивание сетевые кабели и весьма интересный сетевой дистрибьютор Nordost QB8. «Не подумайте, это не фильтр, а простой распределитель питания, существенно улучшающий звучание» – сообщил Алекс. В Nordost QB8, рассчитанной на подключение 8 потребителей, нет ни одной цепи фильтрации питания, так как, по мнению специалистов компании, те улучшения, которые может внести в звучание фильтр, не сравнимы с ухудшениями, вносимыми им же (в частности, потеря микро и макро динамики, что может сделать воспроизведение скучным). Прочитав в немного растерянных лицах слушателей закономерный вопрос, в чём тогда суть улучшений и за счёт чего они происходят, Алекс сказал, что QB8 это продукт серьёзных исследований по подбору материалов и оптимизации конструкции, что в итоге помогает получить неожиданные улучшения звучания, которые лучше демонстрировать, а не рассказывать о них.
Все сомнения относительно эффективности Nordost QB8 пропали после того как Алекс воткнул в эту «волшебную колодку» обычные комплектные китайские кабели, которыми комплектуются аппараты при первоначальной продаже. Это удивительно, но даже при таком сомнительном раскладе изменения были очевидны всем. Алекс последовательно менял кабели между QB8 и розеткой и каждый раз изменения были на лицо, причём становилось не просто лучше, а совершенно по другому, менялся характер звучания, что позволяет сделать вывод о возможности подбора кабеля именно под свой музыкальный вкус. Так, например, Вlue Нeaven показался мне более точным, быстрым и собранным, акцентирующим внимание на деталях записи, ранее скрытых от слушателя, а следующий за ним Red Dawn превосходно «оживлял» вокал исполнителей, добавлял ему телесности и подчёркивал тембр, а также сглаживал острые углы записи, делая прослушивание более комфортным. Когда же Алекс вслед за основным сетевым кабелем стал менять и те, которыми к QB8 были подключены компоненты, то результаты не заставили себя ждать, они были настолько очевидными, что шутки про бубны и шаманство были забыты раз и навсегда. Периодически создавалось впечатление, что менялись не силовые кабели, а компоненты тракта. Алекс отметил, что от удивления слушателя до его разочарования всего один шаг, и этим шагом является неправильная демонстрация (например, кабели от розетки существенно проще, чем те, которыми подключены компоненты тракта к QB8). По мнению Алекса, как консультантам, так и клиентам салонов стоит сравнивать силовые кабели на источниках сигнала в том случае, если на сравнение не отводится достаточно времени. Дело в том, что в блоках питания усилителей установлены достаточно большие ёмкости, которые при быстрых сравнениях не успевают перейти в полностью рабочий режим при переключении кабелей, что немного скрывает разницу между кабелями. Эта проблема полностью решается, если на прослушивание каждого нового кабеля вы тратите не менее 10-15 минут. Если же Вы планируете ограничится прослушиванием небольшого отрывка записи для каждого из кабелей, то лучше проводить сравнение на источнике сигнала, где блок питания не имеет привычки «долго приходить в себя».
После того, участники демонстрации убедились в том, что кабельная продукция не просто корректирует звучание тракта, но и вовсе может изменить его в корне, появление в руках Алекса загадочных пирамидок вызвало ещё больший интерес. Этими «загадочными пирамидками» являлись виброразвязывающие конусы Sort Kone. Алекс привёз три варианта Sort Kone – бронзовые, титановые и алюминиевые. Сам факт негативного влияния вибраций на звучание аппаратуры давно известен, но сегодня нам предстояло убедиться в том, что на звук влияет не только наличие виброгасящих аксессуаров, но и материал, из которого они состоят.
Для того, чтобы аксессуары работали и показывали очевидные результаты, необходимо учитывать и выполнять ряд правил: «правильный» аксессуар из «правильного» материала должен быть установлен в правильном месте аппарата. Разработчики Nordost настоятельно рекомендуют использовать Sort Kone, в первую очередь, с источниками сигнала и, в частности, с CD-проигрывателями. Алекс прокомментировал эту рекомендацию так: «Sort Kone работают везде, но с CD-проигрывателями эффект может быть ошеломительным». Как оказалось, для получения нужного результата не достаточно просто поставить CD-проигрыватель на Sort Kone, необходимо правильно разместить конусы под аппаратом. Рецепт удивления следующий: возьмите три Sort Kone, один из которых должен быть бронзовый, а два остальных из титана. Бронзовый Sort Kone стоит разместить непосредственно под трансформатором/блоком питания проигрывателя, один из титановых Sort Kone необходимо разместить по центру CD-привода, а последний в том месте, где это обеспечит устойчивость аппарата. Эффект от такой установки сравним с походом к отоларингологу, картина меняется и очень сильно. Меняя титан на алюминий, перенося Sort Kone с проигрывателя на усилитель и обратно, можно получить эффект изменения тонального баланса, заставить нижний регистр стать более мясистым или, напротив, собранным и точным, сужать и расширять звуковую сцену и даже оказывать влияние на выразительность тембра голоса вокалиста. В этот момент я невольно пожалел, что не захватил с собой на демонстрацию пару заядлых скептиков, для того, чтобы обратить их в аудиофильскую веру. Столь сильные различия в звучании Sort Kone из разных материалов объясняется тем, что эти материалы обладают различными собственными резонансами, что и даёт такой ощутимый результат. Напоследок Алекс напомнил, что Sort Kone лучше всего проявляют себя на деревянных стойках под аппаратуру, стеклянные же конструкции могут снижать эффективность влияния Sort Kone на звучание, так как обладают плохими виброотводящими характеристиками, а, зачастую и сами способны порождать неприятные резонансы.
Продолжительность мероприятия должна была составить четыре часа, но участникам прослушивания не хватило даже шести. Бурные дискуссии, множество вопросов и незапланированных экспериментов израсходовали практически всё время, отведённое на сравнительное прослушивание межблочных и акустических кабелей младших серий. Казалось бы, время вышло и пора заканчивать, тем более, что как слушатели, так и рассказчик немного утомились от длительного нахождения в одном помещении, но любопытство не позволило ни одному участнику покинуть мероприятие. Секрет столь сильного желания остаться в комнате прослушивания был очень прост: в заветном чемодане ждали своей очереди практически полные комплекты кабелей Valhalla 2 и Odin 2. Упустить единственный шанс услышать упомянутые комплекты было бы глупостью, и простое любопытство переросло в бурный процесс обсуждения тракта, которому суждено было стать контрольным. Смена тракта была закономерной, так как шансы на то, что система из Cambridge Audio и Monitor Audio сможет раскрыть потенциал столь совершенных проводников аудио сигнала, были весьма малы. Итоговое прослушивание топовых комплектов кабелей проводилось на тракте из проигрывателя Gryphon Audio, усилителей Audio Flight и акустических систем Sonus Faber. Одно лишь нажатие на кнопку «Play» расставило все точки в спорах и предположениях. Голоса слушателей стихли и комната наполнилась музыкой – это был как раз тот случай, когда любые слова были излишни…