Hi-Fi & High-End Show 2017 в деталях и подробностях
С 20 по 23 апреля в отеле «Аквариум» комплекса КРОКУС ЭКСПО прошла ежегодная выставка Hi-Fi & High-End Show 2017. Это по-своему культовое событие для почитателей высококачественной аудио и видео техники оправдало ожидания, а в некотором смысле и превзошло их.
Как и прежде, экспозиции участников мероприятия изобиловали новинками. Посетителям здесь наконец-то представилась возможность воочию увидеть, потрогать и конечно же услышать все новинки техники, которые ещё недавно анонсировались в прессе. Это отличная возможность не просто интересно провести время и удовлетворить своё любопытство, но и сравнить интересующие тракты и выбрать что-либо для себя.
Прогуливаясь по этажам и заглядывая в номера отеля «Аквариум», нельзя было не заметить глобальной смены тенденций и приоритетов в развитии аудио техники. Отрицать эти перемены уже бессмысленно. Мир высококачественного аудио уже никогда не станет прежним, и с этим пора смириться. Комфорт и удобство всё больше берут верх над традиционными ценностями подлинного High-End с его многочисленными компонентами и громоздкими трактами, а стационарные системы сдают позиции и уступают место портативной электронике.
Что именно нас ждет в будущем, пока доподлинно неизвестно, но общие тенденции уже прослеживаются достаточно явно. Стримеры и устройства «All-In-One» – это именно то, что можно назвать основным трендом. Сделать подобные выводы можно и без прочтения множества статей в тематических изданиях, для этого достаточно внимательно осмотреть экспозиции участников и понять, что именно так дела и обстоят.
Перемещаясь из номера в номер, невозможно не заметить, что в большинстве трактов имеется проигрыватель CD-дисков, но он практически всё время бездействует. Вместо него сигнал на усилитель или внешний ЦАП поступает со стримера, черпающего «вдохновение» с установленного неподалёку ноутбука, планшета или смартфона в руках представителя бренда или дистрибьютора.
Вторым основным трендом можно считать невероятный рост популярности портативного аудио. В этом году тематике портативной электронике и наушникам был уделён практически целый этаж, и именно здесь концентрировалось молодое поколение слушателей. Рост популярности портатива вполне объясним. Постоянно ускоряющийся ритм жизни не оставляет шансов на выделение пары часов на вдумчивое прослушивание музыки. Вместо этого музыка становится своеобразным фоном, сопровождающим слушателя в поездках и перемещениях между пунктами назначения, не позволяя ему остаться наедине со своими мыслями. Что ж, самое время пройтись по этажам и посмотреть, что нового и интересного появится на прилавках салонов в этом году.
Первое, что встречается на пути посетителя, вышедшего из лифта на втором этаже, это экспозиция компании MMS Cinema. Основной частью экспозиции были новые активные акустические системы KEF LS 50 Wireless, которые были выставлены наравне с базовой юбилейной проводной моделью KEF LS 50, выпущенной некоторое время назад в честь легендарных мониторов LS3/5a.
Новые активные мониторы почти в 2 раза дороже своей пассивной версии, но это удорожание вполне оправдано. Конструкция колонок осталась практически неизменной. В LS 50 Wireless по-прежнему используются фирменные коаксиальные динамики и овальный порт фазоинвертора с эластичными стенками для оптимизации звучания нижнего регистра.
Производитель позиционирует KEF LS 50 Wireless в качестве полноценной системы All-In-One, включающей в себя предварительный усилитель, цифро-аналоговый преобразователь, модуль беспроводной связи и пару усилителей мощности в каждой из акустических систем. Суммарная мощность встроенных усилителей составляет 230 Вт на каждую колонку, из которых 200 Вт идёт на СЧ/НЧ динамики, а оставшиеся 30 Вт на твитер.
Широкие коммутационные возможности акустических систем позволяют подключить к ним практически любой источник. На выбор пользователя имеются линейные RCA-разъёмы, цифровой оптический (также позволяющий подключить к колонкам телевизор и использовать их в качестве более качественной альтернативы саундбару) и USB вход для подключения компьютера. Кроме проводного соединения колонки поддерживают беспроводное Wi-Fi и Bluetooth подключение. Для дополнительной оптимизации звучания колонок имеется возможность корректировки звучания за счёт использования предустановленных настроек эквализации, позволяющих выбрать место установки (у стены или в открытом пространстве) и способ установки (на полке или на стойках).
Что касается звучания новых полочных колонок KEF LS 50 Wireless, то оно выгодно отличается от пассивной версии. Если ранее можно было поймать себя на мысли, что на некоторых треках могло немного не хватать нижнего регистра, то в случае активных мониторов этот вопрос уже не стоит. Звучание стало более мощное, напористое и полноценное. Если же по каким-либо причинам низких частот всё же будет не хватать, то LS 50 Wireless оснащены выходом на активный сабвуфер.
Если бы на выставке проводился конкурс на самую обширную экспозицию, то группа компаний Digis точно заняла бы первое место. Новинок у Digis хватило сразу на несколько помещений и холл. Не малую лепту в столь обширный ассортимент внесло недавнее поглощение одного из старейших дистрибьюторов на рынке Hi-Fi, компании ALEF.
Посетители выставки могли оценить самые современные проекционные технологии от таких брендов как Sony и JVC. В разных помещениях одновременно демонстрировались как новинки традиционных короткофокусных 4К проекторов, так и ультракороткофокусная новинка от Sony, устанавливаемая непосредственно под экраном и отображающая при этом качественную картинку с очень большой диагональю экрана. Кроме этого, можно было самостоятельно убедиться в степени влияния проекционных экранов на итоговое качество картинки.
Аудио часть экспозиции была сконцентрирована вокруг двух брендов: Naim и Neat Аcoustics. В качестве новинок от Naim присутствовали сетевые устройства из серии Uniti, работающие в паре с акустическими системами Neat. Несмотря на то, что основная аудио экспозиция располагалась внутри комнаты, наибольшая концентрация любопытных слушателей сосредоточилась в холле, где озадаченных посетителей развлекали миниатюрные напольники Neat iota, получающие усиленный сигнал с одного из All-In-One устройств Naim Uniti. Это тот самый случай, когда колонки должны постоянно играть, в противном случае на них мало кто обратил бы внимание. Забавные и немного несуразные малыши еле дотягивают до колена, а их скромные динамики и вовсе вызывают лишь улыбку с долей сарказма, но стоит музыке зазвучать, и смех сменяется удивлением и недоумением. Акустика способна звучать очень мощно и напористо, масштабно и громко, что никак не стыкуется с её физическими размерами и вызывает явный когнитивный диссонанс. В звучании малышей нет аудиофилии, изысков и утончённости, которую ищут сторонники подлинного High-End. Колонки Neat iota стоит рассматривать, как акустику для жизни с простым и понятным звучанием за доступные деньги.
Не менее интересный ассортимент аппаратуры ожидал посетителей в комнате компании «Абсолютное Аудио». В сравнительно небольшом помещении расположилась многоканальная система на основе компонентов и акустических систем JBL Synthesis. Это уже не тот копеечный JBL, что мы привыкли видеть в ультра бюджетных комплектах для домашнего кинотеатра. Под товарным знаком JBL Synthesis выпускают очень серьезные компоненты и акустические системы самого высокого уровня.
Большие бумажные диффузоры и рупора – подлинная классика. На первый взгляд, ожидать то, что столь внушительные колонки смогут «уложить» свой звук в небольшое помещение гостиничного номера, было очень наивно. Тем не менее звучание было очень ровным и сбалансированным, без намёка на гул и избыток нижнего регистра. Судя по всему, это заслуга продвинутого многоканального процессора JBL Synthesis SDP-75, созданного в сотрудничестве с французским брендом Trinnov.
Окунувшись с головой в классику и ностальгию, направляемся осматривать тракты от Bonanza. По уже сложившейся традиции, одно из центральных мест экспозиции отводится электронике Denon. В этот раз на выставке были представлены топовый интегральный усилитель Denon PMA-2500NE и старший CD-проигрыватель DCD-2500NE. В паре с комплектами Denon в одном помещении играли акустические системы Focal Sopra №3, а во втором колонки Canton Reference K3.
Хотя на выставке показ Focal Sopra №3 можно было считать премьерным, мы уже успели познакомиться с этой акустикой, посетив накануне весеннюю конференцию Bonanza. Таким образом, у нас появилась реальная возможность сравнить звучание этой интересной акустики в разных помещениях и понять, как же на самом деле обстоят дела с её звучанием.
В колонках Focal Sopra №3 применяют практически все (за редким исключением) фирменные технологии, используемые во флагманской линейке Utopia. Тут и знаменитые вогнутые бериллиевые твитеры, и сэндвичные, хорошо демпфированные диффузоры СЧ и НЧ динамиков, и изогнутый для выравнивания фазы корпус и многое другое. Таким образом, акустику по праву можно считать бюджетной версией флагманской линейки, позволяющей прикоснуться к прекрасному подлинному High-End за существенно меньшую стоимость.
При прослушивании Sopra №3 кроме кристально чистых, прозрачных и правильных верхов особое внимание стоит обратить на нижний регистр, обладающий бездонной глубиной и мощью. В первую очередь, это накладывает определённые обязательства по подбору подобающего по площади помещения, а во вторую очередь, требует приобретения правильного усилителя, способного обуздать низы и направить их в правильное русло.
Акустические системы Canton Reference K3, озвучивавшие соседнее помещение, никак не хотели отставать от своих французских коллег в соседнем номере и тоже старались поразить нас своим звучанием. Всё те же усилитель и проигрыватель, а звучание совершенно иное. Немецкая родословная акустических систем никак не хотела стыковаться с их звучанием. Где та педантичность и отстранённость, за которую частенько критикуют аудио технику из Германии? Вместо прохлады и безразличия Canton Reference K3 выдают весьма интересное звучание, обладающее мягкостью и комфортом. Звук очень расслабляющий, верха бархатистые, середина живая, а низы мощные, но при этом комфортные и чуть смягчённые.
В номерах, занятых компанией Armada Sound, вполне ожидаемо можно было обнаружить акустические системы Sonus Faber из новой недавно презентованной линейки Homage Tradition, в паре с электроникой McIntosh и Audio Research.
В первой комнате нас ждала инсталляция, напоминающая систему кинотеатра с электроникой McIntosh. За акустическими системами расположилась пара внушительных сабвуферов, а стойка с аппаратурой была сполна усыпана множеством компонентов McIntosh. На первый взгляд, всё было готово к масштабному звучанию, но по сложившейся традиции, система играла нечто грустное и монотонное на весьма небольшой громкости. Подогретые интересом прослушивания новых напольников (полочные колонки мы уже успели услышать на прошедшем Винил Джем 2017), мы не выдержали и попросили поддать жару и поставить что-либо более динамичное и громкое. Испытав на себе тяжёлый взгляд представителя дистрибьютора, мы всё-таки получили свое и убедились в том, что акустика может и должна звучать громко. В качестве источника в тракте использовался Blu-Ray проигрыватель McIntosh, который, как оказалось, имеет в своей основе ни что иное как проигрыватель OPPO (либо 103 либо 105 модель), стоимость которого многократно ниже итогового варианта от McIntosh. Несмотря на то, что хозяин экспозиции всячески отрицал это родство, скрыть родословную было невозможно. Знаменитого китайца (который, кстати говоря, является одним из лучших, а может и самым лучшим в своём классе) выдало экранное меню. Дизайн и расположение иконок, а также фоновое изображение при проигрывании аудио треков полностью соответствовали оригинальному OPPO. Если моя версия верна, то весьма скоро стоит ожидать премьеру нового UHD 4K проигрывателя McIntosh, ведь премьера этого плеера под маркой OPPO уже состоялась.
В соседней комнате нас снова ожидали напольные Sonus Faber Homage Tradition, но уже в составе стерео тракта с электроникой Audio Research. Стоит отметить, что атмосфера этой комнаты была гораздо более весёлой и захватывающей. Нас искренне порадовало, что вместо традиционного вокала Андреа Бочелли из акустических систем вырывались мощные ритмы музыки в стиле Hard Rock. Наконец-то культурная и утончённая с виду акустика показала свои зубы и доказала нам и остальным слушателям, что ей по силам не только скрипичные трели и оперный вокал, но и более мощная и экспрессивная музыка, требующая хорошей поддержки в нижнем регистре и мощного напора в середине. Браво господа, это было очень хорошо и увлекательно.
Компания Homesound в рамках выставки представила обновлённые компоненты T+A из топовой линейки HV (High Voltage). Тракт состоял из проигрывателя MP 3100 HV, интегрального усилителя PA 3100 HV и акустических систем из линейки Criterion. Именно в этом тракте можно было услышать точное и прямолинейное звучание техники из Германии. Выверенное до мелочей, немного прохладное (вернее сказать свежее) и максимально детальное звучание без лишних эмоций придётся по вкусу сторонникам прослушивания музыки без прикрас. Хотите точности и прозрачности – добро пожаловать на прослушивание топовых компонентов T+A.
Вторая часть экспозиции Homesound была посвящена более бюджетным аудио решениям, для тех, кто не ищет компромиссов, но при этом не обладает безграничными финансовыми возможностями. Тут можно было обнаружить более бюджетные компоненты T+A, работающие в паре с акустическими системами Acoustic Energy, но в центре внимания находился тракт, состоящий из электроники Creek серии Evolution и напольных акустических систем Epos K2 и K3. Оба широко известных бренда недавно перешли в портфель брендов Homesound, отпраздновав тем самым своё возвращение на российский рынок Hi-Fi. Система обладала приятным и совершенно не напрягающим звучанием. Стоит отметить, что стоимость входящих в состав тракта компонентов можно считать сравнительно небольшой, что придаёт ему дополнительное преимущество перед конкурентами.
Ни одна выставка ещё не обходилась без экспозиции компании Ultra-T, традиционно выставляющей полный тракт из датских компонентов Gryphon. Первое, что бросается в глаза при посещении комнаты, это новые полочные акустические системы MOJO S, которые, в отличие от обычной модели, выполнены в более привлекательном дизайне. В качестве источника использовался топовый CD-проигрыватель Mikado Signature, а вариантов усиления сигнала было сразу два. В качестве более простого (если так можно сказать по отношению к продукции этого производителя) использовался интегральный усилитель Diablo 120, а за улучшенный вариант выступала связка из предварительного усилителя Mirage и стерео усилителя Mephisto.
Судить о звучании аппаратуры Gryphon сложно, так как звучит она весьма своеобразно, что проявляется, прежде всего, в отсутствии ярко выраженного характера и звукового почерка. Тем не менее, в среде почитателей High-End аппаратуры этот бренд считается культовым и восхищаться его звучанием является чуть ли не правилом хорошего тона, даже в том случае, если послушать его самостоятельно ещё не доводилось. У разработчика получилось получить честный и безучастный звук, лишённый всяческих приукрашиваний, что непременно играет на руку качественным записям и может сыграть злую шутку с посредственными фонограммами. Иными словами, если звукорежиссёр не особенно старался, и запись получилась плоской и не эмоциональной, то датский тракт не станет стараться вытащить из трека то, чего там изначально нет. Тем не менее, аппаратура Gryphon это именно тот случай, когда мнение о ней необходимо формировать исключительно после личного прослушивания, не доверяя сторонним мнениям (в том числе и нашим).
На любом мероприятии имеется комната, посетить которую просто необходимо. В этот раз таким помещением стала экспозиция Simple Distribution, включающая в себя электронику Lyngdorf и Parasound, работающую в паре с акустикой Yamaha и Amphion. Стоит отметить, что особый интерес представляла пара Lyngdorf + топовая акустика Yamaha. Нет, речь тут идёт не о завораживающем и сверх музыкальном звучании, а в первую очередь о технической стороне вопроса. Само собой, эта связка звучала весьма достойно, но детально вслушаться и сформировать мнение о всех звуковых нюансах было некогда. Всё внимание было сосредоточено на полностью цифровом усилителе Lyngdorf, творящим со звучанием тракта настоящие чудеса. В отличие от привычного аналогового усилителя, полностью цифровой Lyngdorf имеет встроенную систему эквализации/оптимизации звучания. Отчасти, технология напоминает автоматическую систему калибровки, применяемую в ресиверах, но только существенно доработанную и доведённую до совершенства. Суть практически та же. Измерительный микрофон по очереди устанавливается в разных частях помещения, что позволяет усилителю собрать всю необходимую информацию об акустике помещения, включая имеющиеся стоячие волны и резонансы.
После завершения всего цикла измерения усилитель формирует пару кривых корректировки – одна общая для помещения в целом, а вторая называется «Focus» и нацелена на оптимизацию звучания непосредственно в точке прослушивания. Переключаясь по очереди между звуком без обработки и двумя обработанными вариантами, можно было ощутить колоссальное изменение звучания системы. В первую очередь, это выражается в ровном тональном балансе и полном отсутствии гудения помещения прослушивания, чего явно никак не ожидаешь от весьма больших колонок Yamaha, установленных в сравнительно скромном помещении. Из колонок на весьма высокой громкости вырывались заводные треки Rammstein, но при этом звучание оставалось предельно точным, мощным и управляемым. Басовая партия, ровно как и ударная, били наотмашь, чётко и внятно. Стоило только отключить режим коррекции и в комнате прослушивания, явно не рассчитанной на столь большие колонки, начинался «музыкальный хаос» и «звуковая путаница». Система коррекции работает превосходно. Единственным недостатком можно считать полностью цифровую конструкцию аппарата, что накладывает ограничения на прослушивание лишь цифровой музыки, так как винил в процессе обработки явно потеряет свою «аналоговость».
В комнате Gong AV в этот раз было не менее интересно. Как обычно, экспозиция компании включала в себя достаточное количество аудио экзотики. Для тех, кто искал нечто необычное, тут были собраны планарные акустические системы Magnepan, и не менее необычные по конструкции колонки Brodmann, над созданием которых трудился небезызвестный Ханс Дойч. Тут же можно было услышать немного эксцентричные по дизайну аппараты DartZeel и полюбоваться на предусилитель/фонокорректор EMT, более похожий на сложный лабораторный прибор из-за обилия всевозможных ручек и переключателей. В качестве источников использовались проигрыватели винила Acoustic Signature, а цифровая музыка проникала в тракт извне через интегральный усилитель DartZeel LHC-208, обладающий сетевыми возможностями.
Ознакомиться со звучанием акустики Brodmann нам не удалось, но зато получилось поностальгировать по тем временам, когда планары от Magnepan были лично мне весьма близки. «Музыкальные двери» – именно так называли эти акустические системы мои знакомые, и в этом не было ничего странного, ведь и по толщине и по размерам они вполне могли бы занять место в дверном проёме и повиснуть в нём на петлях. Акустика не имеет в своём составе традиционных динамиков, вместо которых весь частотный диапазон (за исключением высоких частот) воспроизводится планарным излучателем, представляющим собой тончайшую майларовую плёнку с нанесённым на её поверхность проводником, колеблющуюся в постоянном магнитном поле, формируемом постоянными магнитами. За высокие частоты отвечает длинный ленточный излучатель из алюминиевой фольги.
Звучание планарной акустики многие считают весьма противоречивым. Нижний регистр у неё не очень мощный и недостаточно напористый за счёт небольшого хода мембраны, а также наличия эффекта «акустического короткого замыкания», так как колонки являются дипольными и излучают звук в обе стороны. С другой стороны, этот же самый эффект замыкания позволяет нейтрализовать стоячие волны в небольшом помещении, предотвращая появление гула и бубнения. Средние частоты, напротив, превосходят большинство конкурентов в виде традиционных колонок с привычными динамическими излучателями. Тончайшая звуковоспроизводящая мембрана почти невесома, что позволяет ей максимально точно реагировать на поступающий сигнал и воспроизводить самые мелкие детали записи, которые до этого могли быть скрыты от слушателя. Ещё парой достоинств является отсутствие корпуса, который мог бы давать окраску звука, и большая площадь излучателя (мембраны), позволяющая передать реальные размеры инструментов и исполнителя.
Одним из ветеранов индустрии продажи Hi-Fi аппаратуры на отечественном рынке является компания Next Hi-Fi, без которой не обходилась ещё ни одна выставка. Как и прежде, в комнате, а, вернее сказать, сразу в двух комнатах, была собрана коллекция классики английского звука. Вниманию посетителей были представлены акустические системы, электроника и кабели таких производителей как PMC, Chord Electronics, Chord Company, Roksan, среди которых «затесались» весьма интересные новинки из США под немалоизвестным брендом Cary Audio.
Часть из представленного ассортимента была уже хорошо знакома посетителям, но не обошлось и без новинок. В частности, посетители экспозиции наконец-то смогли поближе познакомиться с первым максимально универсальным устройством All-In-One от Cary Audio, в качестве которого выступал аппарат AiOS. Кроме этого, присутствовали медиа проигрыватель/стример DMS-500 и весьма технологичный усилитель SI-300.2d со встроенным высококачественным цифро-аналоговым преобразователем.
Если прослушивание комплектов Cary + PMC и Roksan + PMC было возможно в любой момент, и двери в номер всегда были гостеприимно открыты, то во второе помещение прорваться было гораздо сложнее. Прослушивание там проводилось по принципу: кто успел – тот послушал. Двери ненадолго открывались и запускали страждущих внутрь, после чего проникнуть туда было уже невозможно. Свой шанс познакомиться с происходящим внутри таинством мы упустили, и, посмотрев на закрытые двери и охранявшего их сотрудника, мы были вынуждены пройти мимо. В это время за закрытыми дверями происходили сравнительные прослушивания, организованные брендами Chord Electronics и Chord Company. Первые демонстрировали преимущества многократной передискретизации данных при проигрывании обычного компакт-диска, а вторые сравнивали звуковые преимущества нового более совершенного диэлектрического материала, применяемого в старших линейках кабельной продукции.
Пройдя чуть дальше по коридору, можно было найти пару просторных комнат, занятых системами от дистрибьютора T-Art. Вспоминая наш приятный опыт прослушивания их тракта на выставке «Винил Джем 2017», мы искренне ожидали тех же приятных впечатлений от сегодняшнего прослушивания. Забегая немного вперёд, хочется отметить, что наши ожидания оправдались. Специалистам T-Art удалось создать нечто особенное даже в столь несовершенных условиях прослушивания, как номера отеля «Аквариум». Достойное звучание трактов неоднократно заманивало нас в комнаты каждый раз, когда мы старались просто пройти мимо.
В первом помещении нас ожидал тракт с источником в виде проигрывателя VPI, электроникой Accustic Arts и акустическими системами Piega. На системе преимущественно воспроизводилась спокойная музыка (вернее сказать, только спокойная) на сравнительно небольшой громкости. При таком раскладе тракт демонстрировал весьма приятное и расслабляющее звучание. Воспроизведение на небольшой громкости позволило по достоинству оценить способность акустических систем полноценно сохранять и передавать тональный баланс. Низов было ровно столько, сколько нужно, а высокие частоты совершенно не обращали на себя внимание, позволяя сосредоточится на музыкальном произведении в целом. Признаться честно, ранее акустика Piega не находилась в числе моих фаворитов, а аппаратура Accustic Arts казалась слегка аналитичной, но сегодня мое мнение претерпело изменение. Система звучала и звучала весьма приятно, а чуть ощущаемый недостаток мелких деталей с лихвой компенсировался натуральностью тембров акустических инструментов и вокала.
Если прослушивание системы в первом помещении было для нас приятным сюрпризом, то на тракт из второй комнаты мы изначально возлагали большие надежды. Дело в том, что в его состав входили продукты тех же брендов, что произвели на нас неизгладимое впечатление на Винил Джем 2017, но только в этот раз система была гораздо серьёзнее. Акустика Audio Physic, усилители Trafomatic Audio и проигрыватель винила VPI (в Винил Джеме не участвовал) составляли основу системы. Цифровая музыка воспроизводилась с ноутбука через плеер от Accustic Arts.
Весьма широко расставленные акустические системы без особого труда заполняли музыкой всё пространство между собой, не позволяя появиться даже мельчайшему намёку на разрыв сцены. Особенно ценной была правильная передача звуковых образов и их чёткая прорисовка в пространстве. Музыкальные инструменты имели правильный размер, а вокалисты и вовсе казались живыми за счёт невероятно натурального воспроизведения голоса. Описать звучание этой системы сложно, её надо услышать и оценить самостоятельно, ощущения обещают быть незабываемыми.
Вопреки всем восторгам и приятным впечатлениям, испытанным нами при прослушивании обоих трактов, вопросы к ним всё же остались. Почему играла только спокойная музыка, а громкость всегда чуть ниже ожидаемой? Что будет с трактами, если поставить рок, метал или электронику на более высокой громкости? Мы попытались выяснить это, но, к сожалению, динамичных записей у хозяев системы не оказалось, и тема осталась раскрытой не до конца. Что ж, будем надеяться, что рано или поздно нам ещё удастся послушать системы на разной музыке и вынести им окончательный вердикт.
Ещё одним завсегдатаем выставки является компания Barnsly. В этом году на суд слушателей были представлены сразу несколько трактов. Напольные Monitor Audio Gold 200 играли в паре с электроникой Arcam, в то время как колонки ELAC FS 507 VX-JET, установленными дополнительными супер твитерами, сотрудничали с электроникой Hegel. В первой системе основное внимание уделялось новинкам из линейки rSeries, а во второй был интересен проигрыватель винила от Elac.
При всей привлекательности обоих трактов, наше пристальное внимание было обращено на третий вариант на основе интересных коаксиальных акустических систем Ascendo. Назвать эти колонки привлекательными можно лишь с внушительной долей сарказма, но это совершенно неважно, ведь изначально акустика задумывалась, как встраиваемая корпусная для систем домашнего кинотеатра. Максимально простой, а местами и вовсе странный внешний вид колонок с лихвой компенсируется её техническими особенностями. ASCENDO Immersive Audio впервые делает возможным передачу аудио- и видеоданных через встроенный AVB-протокол на основе Ethernet непосредственно на динамики — без Surround-процессора. Передача осуществляется полностью цифровым способом. По сравнению с аналоговыми решениями, эта система является гораздо более гибкой, простой и экономичной даже в том случае, если используется в крупных 3D-кинотеатрах. Фильмы и все звуковые параметры управляются централизованно и в реальном времени посредством планшета или смартфона.
В небольшом номере Atem Hi-Fi, расположенном в холле одного из этажей, временами было весьма тесно, ведь там демонстрировались новые полочные акустические системы Totem Sky в паре с полным ламповым трактом от Copland. Вполне ожидаемо, в качестве источника использовался ноутбук, подключенный к завоевавшему всеобщее признание цифро-аналоговому преобразователю DAC 215. По сути, никаких сюрпризов не произошло – мы ожидали хорошего результата и получили его. В аппаратуре Copland (особенно в усилителях) сомнений в принципе быть не может. Идеально вписываясь практически в любой тракт, они практически всегда гарантируют идеальный результат. Не отстают от электроники и акустические системы Totem. Несмотря на то, что каждая отдельно взятая модель канадского производителя не похожа на все остальные и является по-своему особенной, все они обладают интересным звучанием, идеально подходящим под те или иные условия прослушивания. Новые полочные Totem Sky не стали исключением из правил и достойно пополнили модельный ряд бренда.
Если предыдущий тракт больше подходил для спокойного прослушивания в небольшом домашнем помещении, то соседняя система явно претендовала на большее. В состав тракта вошли акустические системы Forest Signature в паре с электроникой Gato Audio. Сказать, что звука было много, значит ничего не сказать. Тракт звучал громко, сочно и мощно, с хорошей долей контроля во всём диапазоне частот. Немаловажную лепту в это внесли мощные усилители Gato PWR-222 под управлением предварительного усилителя PRD-3S, имеющего встроенный ЦАП. «Выливая» 250Вт в канал на нагрузку 8 Ом, моноблоки без малейших трудностей контролировали сложные и немного тугие напольники Forest Signature. Всего один поворот ручки громкости будет отделять владельца столь интересного трата от того, чтобы превратить спокойный вечер от мощного, практически живого рок концерта.
Повторно блуждая по этажам Аквариума, мы обнаружили ещё одну комнату, оккупированную компанией Digis. Экспозиция была посвящена датским акустическим системам Dali. Несмотря на то, что центральную часть занимал тракт с использованием напольных колонок, звездой номера были вовсе не они. Основное внимание привлекали к себе новые встраиваемые акустические системы (название которых не задержалось в памяти). При взгляде на новинки язык не поворачивается назвать встройку компромиссным решением относительно полноценных напольных колонок.
Поистине гигантские колонки при всём своём грозном виде имеют сравнительно небольшую глубину установки, а звучат при этом весьма хорошо. Да, акустика была подключена к тракту и периодически включалась для демонстрации. Пожалуй, это один из тех вариантов решения проблемы, когда необходимо полностью скрыть колонки с глаз, не потеряв при этом в качестве звучания.
Справедливости ради нужно заметить, что в обзор выставки вошли не все демонстрируемые тракты, а лишь те, которые чем-либо запомнились. Именно по этой причине стоит в обязательном порядке упомянуть систему от компании Qvinta. Если в комнате с трактом из новых флагманских напольников Q Acoustics и электроникой от Sim Audo мы задержались ненадолго, то в следующем номере Аквариума мы присели на более длительное время.
Заинтересовавший нас тракт состоял из акустических систем Vienna и электроники от dCS и VTL. Стоит признаться, что система нам явно пришлась по вкусу. Учитывая стоимость тракта, это может показаться вполне закономерным выводом, но тут мы попросим вас не спешить с выводами. Из обширного личного опыта мы точно усвоили один постулат – стоимость тракта не гарантирует его музыкальность и увлекательность. Сегодня же мы наблюдаем противоположную ситуацию, когда стоимость и качество звучания однозначно коррелируют друг с другом. Точно, ровно, детально, с хорошим сочным и упругим басом, а также идеально прорисованной сценой – именно так хочется отозваться о звучании представленной системы.
Как уже было анонсировано ранее, бренд OPPO на выставке презентовал новый 4K Blu-Ray проигрыватель UDP-205. Стоит ли говорить, что устройство по-прежнему можно считать лидером сегмента и рынка в целом? На наш взгляд, это совершенно необязательно, всё и так понятно. Новый плеер прибавил в весе и стоимости, которая увеличилась на 10 000 рублей по отношению к предыдущей модели.
Кроме демонстрации аудио и видео возможностей новинки, на суд посетителей были вынесены фирменные наушники, усилители и ЦАПы, которые можно было не только посмотреть, но и проверить в деле.
Столь грандиозное событие никак не могло обойтись без представителей «российского High-End». Российского производителя, как и прежде, можно с лёгкостью вычислить по гипертрофированным размерам техники, большому количеству «разнокалиберных» динамиков в колонках и совершенно дикому и непонятному принципу ценообразования на свои изделия.
Всего нам удалось насчитать трёх российских участников (хотя реально их могло быть больше, но мы не задавались целью отыскать всех). В число попавшихся нам на глаза российский брендов вошли SA Lab, Aleks Audio и Slonov Sound Design.
С изделиями компании SA Lab мы уже успели познакомиться на прошедшей выставке Винил Джем 2017, где отметили для себя весьма достойное и мощное звучание, представленное усилителем Hercules MkII (чего, признаться честно, от российского производителя не ожидали). Тем не менее, наше недоумение по поводу размеров, веса, дизайна, материалов отделки и, в конце концов, стоимости этих творений никуда не пропало.
В номере Aleks Audio, как и прежде, изобилие колонок с максимально возможным количеством разнокалиберных динамиков, установленных в отделанные орехом корпуса всех форм и размеров, что весьма осложняет понимание концепции организации модельного ряда (если она конечно имеется вовсе). Единая концепция дизайна акустических систем, на мой взгляд, отсутствует. Тут можно встретить колонки, напоминающие Radiotehnika, рядом с которыми будут располагаться чудеса авангарда. Заоблачный для российского производителя ценник распространяется практически на весь модельный ряд. Тем не менее, стоит отметить, что на сайте производителя нам удалось-таки отыскать несколько примеров акустических систем, стоимость которых укладывается в рамки до 200 000 руб.
Отдельного упоминания достойна экспозиция Slonov Sound Design, которая надолго осталась в памяти, вызвав явный когнитивный диссонанс. Тут присутствуют все атрибуты «российского High-End» – огромные размеры колонок, гигантские динамики, невероятные амбиции автора проекта и уверенность в исключительности своего продукта. Теперь внимание – цена пары колонок 5 700 000 рублей. Именно тут и возникает диссонанс – откуда эта цифра и на сколько она обоснована? Стоит отметить, что год от года ничего выдающегося в звучании этих и прочих колонок бренда выявить не получается, и на фоне более доступных флагманов мировых производителей колонки уступают позиции по звучанию, дизайну и стоимости.
После осмотра «классической» части выставки, посвящённой стационарной аудио- и видео технике, самое время поговорить о смене трендов в сторону портативной электроники. В этом году выставка Hi-Fi & High-End Show стала настоящим подарком для нового поколения слушателей, предпочитающих мобильные аудио устройства стационарным стерео системам. В рамках проходящего мероприятия можно было не только поучаствовать в семинаре на тему портативной техники и, в частности, наушников, но и опробовать все устройства и наушники в деле.
Практически целый этаж Аквариума был отведён под экспозицию портативных плееров, ЦАПов, усилителей для наушников и самих наушников. Примечательно, что все демонстрируемые экспонаты были работоспособны, заряжены и готовы к демонстрации. Это было очень ценно, ведь далеко не в каждом салоне имеется возможность примерить или услышать топовые High-End наушники или плеер за пару сотен тысяч рублей, а покупать вслепую такие вещи рискованно.
Отдельное внимание стоит уделить экспозиции компании Pioneer, где сконцентрировалось множество аудио новинок.
Основная часть экспозиции была посвящена портативной аудио технике и, в частности, наушникам. На стенде были представлены новинки из линейки Style: проводные SE-MS5T и беспроводные SE-MS7BT с поддержкой Hi-Res-аудио. За основу конструкции взяты драйверы диаметром 40 мм, рассчитанные на максимальную передачу всех деталей при воспроизведении форматов высокого разрешения. Общая эргономика моделей рассчитана на длительное прослушивание без ощущения какого-либо дискомфорта.
Кроме полноразмерных моделей были представлены внутриканальные наушники SE-CH5 и SE-CH9, идеально подходящие для прослушивания музыки с портативных плееров и смартфонов. Согласно заявлениям представителей компании, обе новинки способны максимально точно раскрывать все достоинства Hi-Res-аудио форматов, таких как DSD, FLAC и MQA.
Специально для тех, кто не удовлетворён качеством воспроизведения музыки со смартфона, были представлены две модели портативных аудио плееров XDP-100 и XDP-300. Обе новинки обладают компактными размерами и поддерживают большинство форматов высокого разрешения, в том числе DSD, FLAC, MQA и WAV. Суммарный объем памяти (встроенная + micro SD) может достигать 432 Гб. В качестве дополнительных функций имеются встроенные Wi-Fi- и Bluetooth-адаптеры, а XDP-300 также оснащен балансным выходом для наушников.
Слушатели, не желающие мириться с какими-либо компромиссами при прослушивании музыки в домашних условиях, могли познакомиться с открытыми динамическими наушниками SE-Master1. Отличительными чертами модели являются комплектующие премиум-класса, специальная конструкция, снижающая частоту резонансов, и комфорт при ношении. SE-Master1 позиционируется производителем как референсная модель, способная воспроизводить музыку в том виде, в котором она была изначально записана на студии. В паре с SE-Master1 на выставке работал стационарный усилитель для наушников U-05, именно его производитель рекомендует для максимального раскрытия потенциала модели.
На выставке не были забыты диджеи и прочие представители музыкальной индустрии. Специально для этой категории слушателей были представлены студийные модели HRM-5 и HRM-6, мониторы RM-05 и Monitor 7, а также виниловый проигрыватель PLX-500 и микшер DJM-450. Используемый в моделях HRM-5 и HRM-6 40-мм драйвер позволяет воспроизводить расширенный диапазон частот до 30 кГц и 40 кГц, соответственно. Для обеспечения полноценного звучания баса используется специальная конструкция чашек, получившая название Bass Reflex. Особое внимание при создании моделей было уделено комфорту ношения, чему способствует регулируемое оголовье и амбушюры с эффектом памяти. Дополнительное удобство эксплуатации и хранения обеспечивается удобной складной конструкцией, съёмным кабелем и чехлом для переноски.
Мониторы RM-05 – новый продукт линейки активных коаксиальных референсных мониторов для профессиональных студий. Мониторы предназначены для работы в ближнем поле, где обеспечивают высокое звуковое давление в сочетании с ясным и неокрашенным звучанием во всём диапазоне частот – по крайнем мере, именно так говорится в сообщении компании.
Универсальный виниловый проигрыватель PLX-500 предназначен как для диджеев, так и для домашнего прослушивания. В паре с двухканальным микшером DJM-450 проигрыватель станет основой отличной диджейской установки.
Специально для тех, кто до сих пор выбирает наушники по отзывам в интернете или описаниям на сайтах продавцов, хочу заметить, что примерка и прослушивание могут в корне поменять ранее принятое решение. Мне лично удалось убедиться в этом. Переслушав несколько десятков наушников, я с уверенностью могу сказать, что далеко не все модели удобны в эксплуатации. Одни сидят идеально как влитые, другие болтаются или сваливаются, а третьи и вовсе неудобные во всех аспектах. Звучание тоже очень разное: от легковесного и прозрачного до мощного и тяжеловесного. Вывод один – посетить мероприятие, примерить и послушать наушники и плееры однозначно стоит, но на всё это стоит отвести отдельный день, так как ассортимент представленной продукции чрезвычайно широк. Внутриканальные, накладные и полноразмерные, арматурные и динамические, электростатические и планарные, открытые и закрытые, с отделкой натуральным деревом и «антивандальные», которые невозможно случайно или специально сломать – разнообразие вариантов колоссальное.
Это был последний этаж и, устав от 7-часовых непрерывных прослушиваний, мы завершаем наш вояж и направляемся к выходу. Было познавательно и очень интересно. Hi-Fi & High-End Show в очередной раз оправдало все ожидания.