Осторожно, окрашено! Стоит ли бояться окраски звука?
«Уголок кощунства» – именно так можно назвать наш отдельный раздел «Есть мнение», стоящий немного в стороне от всего остального наполнения. Тут свободная территория, где можно на некоторое время подвергнуть сомнению самые основы Hi-Fi и High-End движения, посмотрев на них совсем с другой стороны, с той самой, с которой заглядывать не принято, а говорить об этом считается плохим тоном. Мы уже позволяли себе сомневаться в явном превосходстве винила над цифровыми носителями, теперь самое время поговорить об окрашенном звуке.
«Окраска» – одних при этом слове бросает в дрожь, другие пренебрежительно фыркают в сторону компонентов, к которым применяется подобное высказывание. Негативное отношение к этой характеристике звучания в среде поклонников высококачественной аппаратуры считается непререкаемой константой и прописной истинной. Фактически это правило подобно тому, что за столом вилку непременно стоит держать в левой руке, а нож в правой, и при этом совершенно никого не интересует, удобно Вам так потреблять пищу или нет. Попробуйте поменять приборы местами, и Ваш сосед по столу обязательно осудит Вас взглядом даже в том случае, если и сам давно мечтает сделать также. Боязнь показаться недостаточно просвещённым и искушённым слушателем во время беседы с такими же увлечёнными коллегами по цеху многих заставляет забыть собственное мнение, и вместо этого пользоваться заученными цитатами авторитетных авторов или целых изданий. Нежелание высказывать своё мнение это ещё пол беды, но когда под натиском общественного мнения дело доходит до самобичевания и убеждения себя в ошибочности собственных суждений, то это уже становится опасным явлением.
Так как же на самом далее стоит слушать любимые музыкальные произведения, и для чего нам нужна Hi-Fi и High-End аппаратура? Согласно самому распространённому мнению, для качественного воспроизведения записей с целью позволить слушателю насладиться ими так, как до этого было доступно лишь самому звукорежиссёру. Сразу за этим расплывчатым утверждением могут следовать различные уточнения, что именно можно считать качественным звучанием. В качестве таких характеристик можно услышать: натуральность, реалистичность и многое другое. Лишь один параметр, а, вернее сказать, требование остаётся неизменным – отсутствие окраски звучания. Иными словами, техника не должна вносить в звучание ничего своего, и одновременно с этим не должна ничего из него забирать. Тракт должен быть нейтральным, он должен доносить до слушателя ровно такое звучание, которое планировал в своей студии исполнитель или звукорежиссёр. Именно это утверждение занимает самое центральное место в «культуре потребления продуктов Hi-Fi и High-End», которым при выборе аппаратуры руководствуются не только новички, но и бывалые слушатели. Однозначно определить, кто тут прав, а кто виноват- нельзя, часть мух так и останется перемешанной с котлетами, но пофилософствовать на эту тему можно.
Порой кажется, что правильнее спрашивать не про технику, а про музыку, ведь именно она должна находиться в центре событий. Для чего мы слушаем музыку? На мой взгляд, мы делаем это для удовольствия, и именно из этих соображений стоит выбирать аппаратуру. В данном случае критерий всего один, нравится или нет, цепляет за живое или оставляет равнодушным. При таком способе оценки техники значение играют лишь эмоции слушателя, и совершенно не важны технические характеристики тракта, его стоимость, наличие окраски и коэффициент искажений – важны лишь ощущения. Иными словами, если техника окрашивает звучание, и такое звучание Вам нравится, то не надо этого стесняться, и не стоит убеждать себя в том, что это не правильно и позорно. Слушать музыку будете Вы, а не Ваши «советчики», следовательно, выбор только за Вами, Ваше удовольствие в Ваших руках. К тому же, кто сказал, что звукорежиссёр не может быть «глуховат на одно ухо» и записи из под его пера выходили весьма посредственные? Он художник, он так слышит, но мучиться с этим только Вам.
На практике лишь незначительная часть слушателей оценивают тракт по принципу нравится или нет. Зачастую самоцелью становится сама аппаратура, а не музыка. Это то самое явление, которое называется «аудиофилия», и ничего хорошего в нём нет. Прошу простить меня, но я в принципе не могу припомнить что-либо хорошее, заканчивающееся на «филия», что не каралось бы реальным сроком заключения. Конечно, это была шутка, но часть истины в ней присутствует. Аудиофил любит не музыку, а отдельные звуки, он слушает технику при помощи музыки, а должно быть совершенно наоборот. Зачастую в коллекции такого «слухача» основную часть записей представляют тестовые диски и те произведения, качественная запись которых позволяет день за днём анализировать звучание своего тракта. В попытках достичь идеального звучания большинство просто забывает, ради чего всё это изначально затевалось. Отчасти такой процесс поиска недостатков своего тракта и критического прослушивания напоминает винные дегустации профессиональным сомелье, который не наслаждается напитком, а лишь полощет горло и сплёвывает. Результат печален – и время потерял и не напился вдоволь. Противоположным явлением является меломания – это неудержимая любовь к музыке, где техника выступает лишь средством её воспроизведения. В этом случае, винная тематика может быть описана как распитие вкусного вина в компании близких друзей.
Обе категории слушателей имеют право на существование, но главное, чтобы первые не пытались влиять на мнение вторых, а вторые в это время сопротивлялись и не подвергались влиянию первых. Самое опасное, это желание «опытных» аудиофилов научить начинающих слушателей/меломанов тому, как «правильно» слушать их любимые записи, и какое звучание они обязаны признать истинным. Стоит помнить, что прослушивание музыки – это не решение логарифмических уравнений, учить тут нечему, либо нравится либо нет.
Вас смущает этот аппарат из-за большой доли искажений, указанной в паспортных данных? Боитесь что звучание будет окрашенным? Постойте, но Вы даже не слушали его, вдруг Вам понравится? Почему Вы так боитесь окраски? Постойте, а чай Вы с сахаром пьёте, а мясо при жарке солите? Так значит сластите и солите? А почему не пьёте без сахара и не едите без соли? Не так вкусно? Так вот знайте, что соль и сахар и есть та самая «окраска» натурального вкуса, позволяющая Вам получать больше удовольствия во время еды. А теперь перенесите этот пример на аудиотехнику. Стремиться надо не к нейтральности и натуральности, а к удовольствию. Если оригинальная запись немного жестковата и утомительна по звучанию, то почему бы не поправить дело «кривым» с точки зрения аудиофилов кабелем или компонентом? Да какая разница, что скажет Вам консультант или «продвинутый» знакомый слушатель, слушать то Вам!
– Вам нравится, как звучит этот усилитель?
– Вы знаете, мне кажется, что нижняя середина немного проседает, а во втором акте не чувствуется «канифоль» смычковых инструментов, и верха окрашены…
– Так Вам нравится или нет?
-Понимаете, я не чувствую натуральности, берлинский филармонический оркестр должен звучать иначе.
– Вы были на живом выступлении этого оркестра?
– Нет, но…
– Так откуда Вы знаете, что это не манера исполнения или не специфический замысел звукорежиссёра? Вас в принципе, что интересует – музыка или критика мелких деталей?
Откуда появляется эта странная боязнь признаться в себе в том, что собственный вкус идёт в разрез с общепринятым пока не понятно. В глазах явный интерес и удовольствие от услышанного, но с языка срываются противоречивые слова и сомнения.
В этот момент я невольно вспоминаю мою беседу с легендарным Альтом Йонком ван ден Хулом, основателем и владельцем одноимённой компании Van Den Hul, производящей кабели и головки звукоснимателей. Он рассказал, что очень много слушает музыку в своём автомобиле. Само собой, я не мог не поинтересоваться, что за система установлена в машине легендарного голландца. Вопреки моим ожиданиям, Альт Йонк сообщил, что это самая простая штатная система, которая далеко не идеальна, что ничуть не мешает ему наслаждаться любимой музыкой.
Стесняться быть самим собой, бояться своих истинных музыкальных желаний, подвергать сомнению свои собственные ощущения – это самые опасные спутники слушателя на пути в салон по продаже аппаратуры и выборе своего первого тракта. Лёгкий налёт снобизма и желание показаться «знающим слушателем» не оставит Вас в памяти консультанта как гениального и утончённого любителя музыкального искусства, но поможет с наличием постоянного ощущения неудовлетворённости звучанием своего тракта.
Ещё одним «подводным камнем» при выборе тракта и общении с консультантом является разница в восприятии музыки и в том числе частотного диапазона. Вспомните себя в детстве, это трудно, но попробовать всё-таки стоит. Вспомните поездку в вагоне метро в глубоком детстве. Между станциями в вагоне было очень шумно, настолько, что трудно было слышать самого себя. Прошли года, и в вагонах стало тише, но не потому что вагоны стали лучше, а потому что слух уже совсем не тот. Как это не печально, но физиологами давно доказано, что после 20 лет слух начинает понемногу ухудшаться. Нет, мы не глохнем, но воспринимаемый нами частотный диапазон становится уже – нижняя граница поднимается, а верхняя опускается. Вместе с этим меняется восприятие тонального баланса, чем старше слушатель, тем хуже слух (печально, но факт). Отсюда и отсутствие полного взаимопонимания между продавцом и покупателем: если есть разница в возрасте, подкреплённая определённым опытом прослушивания. В одной и той же записи один слышит одно, второй совершенно другое, и спорить тут бесполезно. В этом контексте вести какие-либо заумные рассуждения об окраске звучания в принципе не имеет никакого смысла. Ваш советчик может искренне желать Вам добра и советует превосходный с точки зрения его особенностей слуха тракт, не учитывая то, что Вы слышите его совсем иначе.
В качестве итога этих несвязных мыслей на отвлечённую тему хочется пожелать всем чуть больше самостоятельности и доверия своим ушам. Не бывает неокрашенных компонентов, точно так же, как не бывает идеального слуха, и для достижения музыкальной нирваны требуется лишь найти такое сочетание «несовершенств», которое заставит забыть обо всём кроме музыки. В конце концов, только Вы знаете, сколько «ложечек сахара» делают Вашу чашку чая идеальной именно для Вас…
Сергей 19.01.2017
Истина, даже и не поспоришь. Жаль, что для многих удовольствие на втором плане, а бренд, стоимость и технические характеристики на первом
Мякинин Александр 16.07.2017
C одной стороны, со многими тезисами нельзя не согласиться, но только в контексте определенного опыта на пути построения своего сетапа, с другой стороны, для новичка, весь посыл, лично мне видится, как: “Зачем платить больше?!” и в итоге, телефон, будет лучшим аудио компонентом….
Кстати последнее явления, а именно наушники+телефон, применяемые повсеместно, как единственный вариант для прослушки музыки, является все более распространенным, при этом не учитывается, явный вред от такого воздействия….(т.к. часто на безопасный уровень громкости мало, кто обращает внимание) в итоге…получаем армию глухих меломанов, которым ни Hi-Fi, ни Hi-End уже не к чему, априори!
Максим Сергеевич 16.07.2017
Относительно печальной ситуации “наушники+телефон” вынужден согласиться. Зачастую, в попутке полностью изолировать себя от внешнего мира (и его посторонних звуков) о безопасном уровне громкости никто не задумывается. В былые времена и обычные наушники-вкладыши уже портили слух, а нынешние вакуумные внутриканалькини точно можно считать прямым путём к глухоте (если слушать их не разумно и очень громко, что обычно и происходит). Тем не менее, лично мне кажется, что это особая каста людей, которые изначально не интересуются Hi-Fi как токовым. Они всегда были и всегда будут.
С другой стороны, отрицать рост популярности портативного Hi-Fi отрицать уже не получается, так как он в последнее время весьма стремителен. Причины просты – жизнь становится быстрее и слушать музыку дома уже совсем некогда и удаётся очень редко. По этой причине, многие серьёзные меломаны, имеющие дома хороший тракт, всё чаще обзаводятся портативным плеером премиум сегмента. Тут уже стоит говорить не о вымирании поколения истинных меломанов, а о их эволюции и переходе в новое состояние. О необратимости процесса можно судить по расширению почти у каждого дистрибьютора ассортимента портативной техники, а также по появлению портатива у брендов никак с этим ранее не ассоциирующихся (Chord со своими Mojo, Focal с наушниками и пр.)
В этой статье мы не имели ввиду “зачем платить больше”, мысль была немного иная. Слушать и оценивать тракт стоит без оглядки на бренд, цену и мнения окружающих. Вокруг слишком много советчиков, которые сбивают с истинного пути начинающего слушателя, хотя сами, зачастую, являются “заложниками” статуса бренда и общественного мнения. Если дорогой тракт при слепом прослушивании звучит лучше – надо брать его. Если кажется, что приятнее звучит более дешёвый тракт, то в этом случае действительно переплачивать за имя и статус не стоит.
Мякинин Александр 16.07.2017
“без оглядки на бренд”?!…… наш человек без этого жить не может :)))) вспомним продукты Apple!
Дорогой тракт, даже если очень понравиться, без какого-либо влияния и оглядок на бренд, скорее всего многим нашим соотечественникам, в наших суровых реалиях, может быть не по карману….:-(
Вот и начинаются потом мытарства на тему, как и где получить тот же результат, но значительно дешевле, тут и советчики подключаются к процессу, и местные кулибины, непризнанные гении аудио индустрии домашнего розлива…Кстати последние особенно активно используют идею: “НЕ быть «заложниками» статуса бренда и общественного мнения”, и концепцию: “без оглядки на бренд”…. при этом, зачастую их изделия оказываются весьма сомнительного содержания и достоинств, и практически с нулевой ликвидностью……
Понятие дорогой тракт и более дешёвый воспринимается весьма расплывчато….. но, лично я не сталкивался с такой ситуацией, чтобы более дешевый компонент/тракт при одинаковых условиях оказался предпочтительней…. тут в основной своей массе производители давно уже в “теме” и за что-то звучащее, хотят денег….
Можно вспомнить о китайских производителей, совсем молодых и неизвестных производителей аудио мира, но в последнее время, я наблюдаю тенденцию, описанную выше, если компонент “звучит” ценник будет вполне себе приличный….
Либо, нужно будет быть готовым “доработать” самому более дешевое изделие, если, конечно, видится в нем некий потенциал…
Максим Сергеевич 17.07.2017
Побойтесь бога, никаких местных самоделкиных! Гаражно-кухонный Hi-Fi (а это по сути весь российский “High-End”) а в принципе не рассматриваю))). Под “без оглядки на бренд” имеется ввиду совсем иное. Есть мировые бренды, но одни из них очень сильно пиарятся в России, а другие совсем не рекламируются, причём за границей оба производителя очень известные. Тут я и имею ввиду, что надо выбирать по звуку, а не количеству рекламы. Понятия “дешёвый” и “дорогой” весьма относительны. Скажем из двух трактов за 200000 руб и за 500000 руб один будет дешёвым, а второй дорогим (и так далее). И самое главное, что само понятие “звучит” очень абстрактное. То что звучит для одного, для другого может казаться полной какафонией. В общем, выбирать надо на слух.
Михаил 22.06.2019
Все у автора правильно, понятно, возражать по моему не стоит…. Но… когда говорят- “акустика зала” или голос “оперный”/эстрадный или просто “звучит” гитара или “не звучит” подразумевают не только “свои ощущения” а еще вполне конкретные “вещи”-их много и они неповторимы! А теперь про Цапы: здесь я бы провел “аналогию”-акустика зала=разядность /частота дискретизации+ параметры наушников/колонок и т.п.(влажность возуха и время года ) Какая разница в чем измерять расстояние если переводить 10тыс световых лет в км? Так что по моему “компромисс” меломан/аудиофил может быть найден!(А для чего?)
Максим Шмельков 23.06.2019
В принципе, всё что касается восприятия звука очень субъективно. Итог зависит не только от аппаратуры и помещения, но и от вкусов слушателя и возрастных изменений особенностей слуха. Основная мысль проста – слушать самому и если нравится, то брать, а если нет, то не брать. Главное никого не слушать. В конце концов, искажения есть везде и от слушателя требуется выбрать те искажения, которые наиболее приятны для него.