Одним музыка, другим техника…
Недавно у нас возникло желание вновь поразмышлять на аудио темы без углубления в техническую часть вопроса. Вдоволь пообщавшись с любителями качественного звука и профессионалами аудио рынка, а также подкрепив базу стереотипов множеством прочитанных сообщений на форумах и прочих сайтах, мы планировали поднять тему «звучания аудио кабелей», но решили отложить этот вопрос на следующий раз. Дело в том, что появилась новая тема, которая затронула нас немного сильнее.
Некоторое время назад, мы опубликовали статью «Осторожно, окрашено! Стоит ли бояться окраски звука?», которая, неожиданно для нас стала объектом обсуждения увлечённых музыкой, хотя нет, постойте, не музыкой, а аудио техникой людей. Наша статья появилась на одном из форумов, где её опубликовал один из участников обсуждения. Никто из нас не участвовал в обсуждении, но наблюдать за ходом событий со стороны было весьма интересно.
Перед тем, как познакомить Вас с нашими мыслями по поводу всего прочитанного, хочется немного отвлечься от темы и поговорить о разных вариантах восприятия информации. Нет, мы не будем говорить о психологии и физиологии, мы будем рассуждать на максимально простом бытовом уровне.
В качестве максимально простого и наглядного примера мы возьмём выпуск обычных новостей с центрального канала. Тут всё весьма стандартно – диктор в студии, корреспонденты на местах событий и, конечно же, сами новости. Казалось бы, что тут может быть не так? А ведь, как оказывается, можно и тут проявить «творческий подход» к восприятию информации. Одни услышат факты и будут обсуждать именно их. Других больше заинтересует криво завязанный галстук ведущего, неудачный ракурс взятый оператором и то, что рубашка корреспондента неидеально сочетается с брюками, а сам он и вовсе немного картавит. Для первых важно содержание, вторые же совершенно не поняли, в чём суть выпуска, и, пропустив основную информацию мимо ушей, принялись критиковать то, что не имело к делу никакого отношения. Точно такая же судьба «двойственного понимания» постигла и нашу публикацию.
Лишь небольшая часть участников обсуждения смогла уловить суть написанного, ту самую суть, которую мы пытались донести до читателя. Нет, мы не претендует на то, что наше мнение является единственно верным. Это лишь наше мнение, а соглашаться с ним или нет каждый решает сам, при этом каждый будет прав по-своему. Честно говоря, мы ожидали разделения читателей на два лагеря – «за» и «против». Вопреки всем нашим ожиданиям, появился третий, наиболее обширный «лагерь» тех, кто совсем не понял, о чём речь, и принялся обсуждать «криво завязанный галстук диктора». Причём именно эта группа дискутирующих была наиболее активна в обсуждении.
К счастью, нашлись и те, кто совершенно точно понял, зачем и с какой именно целью мы опубликовали нашу статью. Нам хотелось аплодировать им стоя не потому, что они с нами согласились, а за то, что поняли суть. А в чём же, собственно говоря суть, спросите Вы. Она максимально проста – не стоит никого слушать и обращать внимание на чужие комментарии и мнения относительно качества звучания того или иного тракта, лишь Ваше собственное мнение должно быть критерием выбора аппаратуры. Слушать музыку стоит так, как этого хотите именно Вы, а не так, как Вам это навязывается со стороны «просветлёнными» слушателями и продавцами. Нравится крутить ручки темброблока на усилителе – крутите, это Ваше право! Любите, когда бас выбивает ковры на стенах и получаете от этого подлинное удовольствие – так тому и быть! Не стоит бояться окраски звука, особенно если звук окрашен в Ваши любимые «цвета». Будьте меломаном, а не аудиофилом, позвольте себе наслаждаться музыкой, а не техникой. В конце концов, повторюсь, я не знаю ни одной «филии», которая бы не затрагивала одной из областей психиатрии или не преследовалась Уголовным кодексом РФ (шутка).
Как я уже успел намекнуть, поняли наше послание далеко не все. В лучших традициях жанра, «непонявшими» стали «просветлённые знатоки техники». Техническая «подкованность» и ориентирование в терминологии подталкивает их к постоянным попыткам всё измерить «рулеткой» и обосновать, даже тогда, когда это совершенно не относится к делу. Вот и в нашем конкретном случае они не смогли обойти стороной тему и удержаться от критики. Так за что же нас критиковали? Если говорить практически дословно, то за «пустословие», «детский лепет», «несодержательность» и тому подобное. Стоит отметить, что при этом, в качестве обоснования своих выводов «знатоки» непременно ссылались на тексты Лихницкого, в частности, на статью «Рассуждения об окраске звука». Если честно, то подобное сравнение очень напоминает сравнение «зелёного» с «квадратным». Отчего же, спросите Вы, ведь в обоих случаях речь про окраску звука? В целом да, но разница есть, и она колоссальна. Мы рассуждали, стоит ли бояться окраски, а Лихницкий писал о её причинах. Мы про музыку, а Лихницкий про технику. Мы для меломанов, а Лихницкий для разработчиков аппаратуры, и никак иначе. Относительно полезности текста уважаемого Лихницкого для рядового слушателя, не разрабатывающего свою технику, а лишь пользующегося купленной в магазине аппаратурой, я бы серьёзно усомнился. Для инженеров его опыт бесценен, и это неоспоримый факт. Хотя постойте, пожалуй, обычным слушателям текст Лихницкого поможет блеснуть друг перед другом неприменимыми на практике знаниями, что, возможно, поднимет их личную самооценку.
Вы знаете, после приобретения определённого опыта в прослушивании аппаратуры, её продаже и общении с российскими и зарубежными представителями, а также длительного общения со слушателями всех мастей и взглядов, на мир Hi-Fi хочется смотреть совершенно иначе. Это тот самый переломный момент, когда аудиофил выздоравливает от своего «недуга» и переходит в разряд меломана. Когда хочется перестать обсуждать технику и начать говорить о музыке. Стоит отметить, что, порой, с сожалением можно наблюдать и обратные процессы превращения любителя музыки в любителя техники. К чему это я? Ах да, к тому, что меломаны слушают музыку при помощи техники, а аудиофилы слушают технику при помощи музыки. В коллекции последних, как правило, существенную часть составляют тестовые диски, при помощи которых они постоянно выявляют несовершенства и стараются их исправить. По сути, этот процесс тонкой подстройки можно считать бесконечным как с точки зрения результата, так и с точки зрения финансовых затрат. Самое печальное в этом то, что на непосредственное наслаждение музыкой времени, собственно говоря, совсем не остаётся. Лично мне кажется, что те комментаторы, которые ссылаются на тексты Лихницкого, как раз подпадают под категорию аудиофилов. Они рассуждают о технике, на музыку времени не хватает.
Признаться честно, мне доводилось подолгу общаться с обеими группами слушателей, и именно меломаны были гораздо более интересными собеседниками, так как они говорили о музыке и искусстве, в то время как «технари» сопоставляли характеристики разных чипов. Возможно, это прозвучит кощунственно для доброй половины поклонников Hi-Fi, но, оставив за спиной сотни прослушанных компонентов, кабелей и акустических систем, можно точно заявить – цена не показатель качества звучания, а технические характеристики и подавно.
На моих глазах ни один раз мифы разбивались о жестокую реальность, когда более доступная аппаратуры и акустика на порядок превосходила по звучанию существенно более дорогие устройства. Этот «камешек» полетел в огород тех, кто по-прежнему мерит качество техники килограммами и рублями – ловите, не ушибитесь. Нет, само собой, не стоит начинать верить в чудеса, за качество всё-таки придётся заплатить. Аппарат за $3000 может переиграть экземпляр за $5000-7000, но не стоит ожидать такого же результата от устройства ценой $100 в отношении соперника за $10000. Стоит признать, что часть цены берётся не за «красивые глаза», а за технологии и начинку устройства.
Технические характеристики тоже могут играть жестокие шутки со слушателями. Нередко случается так, что проигрывающий по всем техническим показателям аппарат звучит настолько увлекательно, что оторваться от его прослушивания практически невозможно. В противоположность этому мне не раз встречались устройства с превосходными характеристиками, звучание которых было мёртвым, рафинированным и бездушным. А этот «булыжник» отправляет прямиком к тем, кто любит рассуждать о новых чипах ЦАПов, расширенных частотных диапазонах и прочих «околомузыкальных» вещах. Справедливости ради стоит отметить, что характеристики техники всё же стоит принимать во внимание, но лишь в той части, которая касается согласования взаимной работы устройств. К таким, например, можно отнести соотношение мощности усилителя и чувствительности акустических систем или входные/выходные сопротивления устройств и пр.
Прошло несколько дней, и обсуждение нашего текста сошло «на нет». Устав критиковать наши умозаключения, участники предпочли перейти на обсуждение звуков мяуканья кошек, и кто как его слышит, а дальше и вовсе началось непонятно что. В этот самый момент так и хотелось задать участникам один единственный вопрос, давно ли они были в филармонии и слышали живое звучание настоящих музыкальных инструментов, или всё свободное время уходит на заучивание текстов Лихницкого? Лично мне кажется, что для рядового слушателя столь глубокая техническая информация настолько же бесполезна, как знание принципов работы двигателя внутреннего сгорания для блондинки, сидящей за рулём подаренного Bentley. Слушайте музыку, Господа, и забудьте Вы про всё лишнее…
Роман 16.04.2021
Всем доброго здоровья! Прочитал обе статьи с огромным интересом. Согласен со всем о чём вели речь. С детства мы все попадаем под влияние чужого мнения и авторитета и затем формируем своё. Почему же потом мы продолжаем прислушиваться, а иногда безоговорочно соглашаться опять со сторонними взглядами и предпочтениями?! Музыка существует для восхищения ею, слушая музыку, а не технику! Благодарю Вас за прекрасные статьи!
Максим Шмельков 18.04.2021
Спасибо Вам за понимание идеи этих статей, рады что Вам понравилось.