Home / Есть мнение  / Есть мнение, что виниловые пластинки не всегда являются гарантией качественного звучания

Есть мнение, что виниловые пластинки не всегда являются гарантией качественного звучания

Давайте поговорим о виниле, вернее даже сказать не поговорим, а порассуждаем. Виниловые пластинки, LP, или просто «винил» — не важно, каким именно термином вы пользуетесь в разговоре, ведь всем окружающим сразу становится понятно, о чём именно идёт речь, и с каждым днём разговоров о виниловых пластинках становится всё больше.

Отрицать «виниловый ренессанс» уже нет никакого смысла. Это уже случилось, это уже произошло и продолжает нарастать словно снежный ком, перерождаясь из увлечения сравнительно небольших групп слушателей в повальный интерес большинства. С каждым годом объёмы производства и продажи пластинок увеличивается почти на треть. Особенно странно это выглядит во время постепенного увядания популярности CD-дисков и массового перехода слушателей от коллекции записей на полке к коллекции записей на жёстком диске компьютера. Что это и с чём это связано пока до конца не понятно. Может это дань моде или действительно многие уверовали в то, что по качеству звучания винил не имеет себе равных – причина не имеет значения, главное то, что люди тянуться к музыке, и это прекрасно.

Иногда, всё ещё можно услышать удивлённый возглас: «А что, виниловые пластинки снова появились в продаже и их снова делают?».  Хотите верьте, хотите нет, но они никуда и не пропадали, а лишь затаились на 1,5 десятка лет в тени и ждали своего «звёздного часа». Действительно, в 1990-е винил покинул «аллею славы» аудио носителей, любезно уступив место стремительно набирающему популярность компакт диску (CD). Тем не менее, производство пластинок не останавливалось, хоть его объёмы и упали в десятки раз. Не пропал в то время и вторичный рынок подержанных виниловых пластинок, который сейчас также набирает обороты.

Так что же такое виниловая пластинка, и за что её можно так сильно любить? На самом деле это очень интересный вопрос. Сама по себе, виниловая пластинка является очень неудобным и не практичным носителем аудио информации. По сравнению с тем же самым CD-диском, пластинка гораздо больше по размеру, хранить её можно только вертикально, она не устойчива к появлению царапин и загрязнений дорожек, что непременно проявляется в звучании (щелчки, треск, шипение), требует особого обращения, своевременной чистки и ухода, и, самое главное, она гораздо менее вынослива и быстрее приходит в негодность (запиливается). К тому же стоит упомянуть, что, в целом, LP-пластинка стоит существенно дороже аналогичного CD-диска. Исходя из этих соображений, невольно задумываешься, что именно заставляет миллионы людей отдавать предпочтение такому непрактичному носителю как пластинка. Если задать вопрос: «Чем виниловые пластинки лучше, чем компакт диски», большинство респондентов ответят, что более качественным звучанием. Да, именно так, все считают, что именно качество звучания является основным преимуществом винила над CD. Причём самое интересное, что подобный ответ дают даже те, кто в принципе не увлекается винилом. Думаете это стереотип? Возможно это и так, давайте разбираться.

Так ли хороши виниловые пластинки на самом деле? Несмотря на то, что большинство ответивших на этот вопрос утвердительно считают преимущество очевидным, я буду настаивать на детальном разборе вопроса. Ключевым утверждением, так называемой константой, не требующей доказательств, является то, что на виниле записан аналоговый звук, что априори считается неоспоримым достоинством. Не буду спорить – аналоговый звук это хорошо. Но тогда я поставлю вопрос иначе, и будем рассуждать с позиции моего непопулярного взгляда на сложившуюся ситуацию. Что лучше: плохо записанная виниловая пластинка или потрясающе записанный компакт-диск? Не спешите с ответом, я уже и так чувствую, что большинство готово крикнуть прямо в монитор: «Винил всё равно лучше!». Давайте объективно подойдём к рассмотрению вопроса, и с должным хладнокровием примем не только приятные нашему уху факты, но и те, что идут в разрез с нашими традиционными представлениями.

Начнём с хорошего: при прочих равных, винил действительно лучше, но только условия далеко не всегда являются равными. Под равными условиями я подразумеваю то, что со стороны винилового тракта находятся: идеально записанная виниловая пластинка в идеальном состоянии (не запиленная, без царапин и грязи) с настоящим аналоговым звуком, идеально правильно настроенный проигрыватель пластинок (по множеству настроек и параметров), все составляющие которого правильно подобраны друг к другу (стол, тонарм, головка звукоснимателя, кабель фонокорректора и сам фонокорректор). Со стороны CD-тракта всё проще: качественный диск и хороший проигрыватель, который не требуется настраивать. Как видите, со стороны винилового тракта гораздо больше шансов допустить ошибку, которая станет непростительной для качества звучания. Любая несогласованность компонентов проигрывателя между собой или ошибка в параметрах и наш тракт начинает хромать на одну ногу.

Начнём с пластинок. Разбиваем вдребезги стереотипы: не все пластинки так хороши как хотелось бы. Это действительно так. Если в прошлом, ещё до падения популярности винила в 1990-х, покупка пластинки могла быть гарантией качественного звука (в подавляющем большинстве случаев), то во время сегодняшнего «винилового ренессанса» покупка может напоминать русскую рулетку, где есть шанс серьёзно разочароваться в звучании. В чём тут дело? В том, что сегодня эра цифровых технологий! Если ранее виниловые пластинки были гарантией подлинности аналогового звука, записанного на них, то сегодня это не всегда так. К сожалению, далеко не все сегодня записывают аналоговый звук. Зачастую, в новых реалиях музыка пишется сразу на «цифру», а затем переводится в аналог и записывается на виниловые пластинки. Получается не совсем понятная манипуляция, при которой форма остаётся, а содержание изначально утрачивает свою «аналоговость», так как процесс преобразования аналог-цифра-аналог имел место быть перед записью. Не стоит ожидать, что производитель винила или сам исполнитель будет указывать такую предысторию записи на своих альбомах, Вы это услышите сами, когда почувствуете отсутствие явного превосходства виниловой версии записи над такой же, но цифровой. Если же эта ситуация будет осложняться наличием ошибок в настройке проигрывателя, то виниловая версия записи и вовсе может проиграть. Не стоит огорчаться, так как это не повсеместное явление и встречается не в каждой современной записи. Справедливости ради и не ради рекламы могу сказать, что современные записи Дианы Кролл «Diana Krall», например, альбом «Quiet Nights» или сборник «The Very Best of Diana Krall» записаны настолько потрясающе объёмно, трёхмерно и натурально, что даже с открытыми глазами трудно поверить то, что исполнительница не стоит прямо перед Вами. А Вот последний альбом группы Aerosmith под названием «Music From Another Dimension», который мне удосужилось послушать на виниле, не смог существенно превзойти свой же аналог на CD-диске, входящем в комплект издания в качестве бонусного подарка. Несмотря на то, что существенного преимущества я не почувствовал, пластинка прозвучала достойно, и заняла своё место в коллекции.

Вот мы и рассмотрели два варианта событий с современными пластинками: любо потрясающий результат, либо вариант, чьё звучание не на много превосходит CD-диски или является ровно таким же. Кроме этих вариантов есть ещё несколько, например, некачественная запись по вине звукорежиссёра, или процесса записи самой пластинки, что может привести к плоскому звуку с «зажатой динамикой», отсутствием чувства натуральности звучания и прочим дефектам, превращающим процесс прослушивания в мучение. С этим явлением я тоже сталкивался на примере пластинки «Mutter» группы Rammstein, хотя я не исключаю возможности, что мне попалось неудачное издание. В моём случае звучание было настолько отвратительным, что пластинка стала лишь частью коллекции без шанса быть прослушанной снова. При прослушивании создавалось впечатление, что альбом был записан на диктофон, просунутый в дверную щель студии звукозаписи, а затем переписан на пластинку. В итоге полное отсутствие динамики, размаха, экспрессии, драйва и громкости, наконец. CD-диск обыграл пластинку с многократным преимуществом. Если внимательно посмотреть информацию в Интернете, то можно найти массу отзывов о плохом качестве записи и звучания пластинок конкретных студий звукозаписи или некоторых альбомов определённых исполнителей. В этих случаях стоит предпочесть качественный компакт диск не качественной пластинке (если, конечно, вы не являетесь коллекционером, желающим просто обладать всеми записями, без оглядки на их качество).

Исходя из этой информации уже можно сделать вывод, что винил это хорошо, но не всегда. Что же тогда делать, может стоит обратить внимание на подержанный винил, произведённый в настоящую эпоху аналогового звучания? В принципе да, это выход, но даже тут кроются подводные камни. Хотя, постойте, почему подводные? Причина на поверхности, ведь этим пластинкам свыше 25-ти лет! В то время мало кто рассматривал винил как предмет коллекционирования и он, в основном, приобретался для прослушивания, а значит, скорее всего, крутился под иголкой звукоснимателя не один десяток раз, а может даже добрую сотню. Учитывая столь большой «пробег» пластинки в совокупности с постоянными вытаскиванием/вкладыванием пластинки в конверт, надеяться на идеальный звук без треска и потери детальности (запиливания) становится всё сложнее. На самом деле не всё так плохо, до нашего времени дошло множество пластинок в очень хорошем состоянии. Стоимость таких пластинок очень сильно колеблется в зависимости от их редкости, состояния, коллекционной ценности и может начинаться от 200 рублей и закачиваться далеко за 100 000 рублей за штуку.

Теперь, когда мы прояснили ситуацию с самими пластинками и поняли, что пластинки это очень хорошо для звука, но без исключений тут не обходится, самое время вспомнить про сам процесс прослушивания. Даже если у вас в руках есть идеально записанная пластинка с умопомрачительным звучанием – это ещё не гарантия того, что от прослушивания останутся восторги. Колоссальную роль, наравне с качеством записи на носителе, играет проигрыватель пластинок и, в частности, его настройка. LP-проигрыватель – это именно то устройство, которое превращает идеальную запись в идеальный звук. Если все элементы проигрывателя (стол, тонарм, головка звукоснимателя) плохо сочетаются между собой по параметрам или настройка проигрывателя произведена неправильно или не качественно, то это в корне убивает надежду на получение волшебного звучания. Процесс настройки проигрывателя и прост и сложен одновременно, так как кроме обязательных манипуляций по настройке в соответствии с рекомендациями производителей включает в себя экспериментальную часть по изменению настроек и «подгонки звучания на слух». Например, производитель головки звукоснимателя указывает диапазон прижимной силы от 0,75 до 1,75 грамма и в качестве оптимальной величины указывает 1,25 грамма. Эта величина берётся за основу, а затем отклоняясь от нее в пределах указанного диапазона, пользователь на слух определяет, какое звучание ему больше нравится: с чуть заниженной прижимной силой или наоборот с завышенной. Для качественной настройки проигрывателя требуется не только большой опыт и багаж знаний, но и специальные инструменты: шаблоны (транспортиры), электронные весы, уровень, настроечные пластинки (в идеале в паре с осциллографом) и многое другое. По этой причине при первом опыте покупки проигрывателя его первоначальную настройку стоит поручить специалисту.

Итак подытожим: есть мнение, что сами по себе пластинки — не панацея качественного звучания. Фаворитами по качеству звучания они способны стать при стечении множества факторов: качество записи, качество и сочетаемость аппаратуры, качество настройки проигрывателя. Если все факторы идеально совпадают, то у компакт дисков не остаётся ни малейших шансов. Если же небрежно обращаться с записями и некачественно настроить проигрыватель, то можно навсегда разочароваться в звучании винила. Лично я имею коллекцию виниловых пластинок как новых, так и прошлых лет. Кроме этого, я не стесняюсь «дублировать» альбомы на виниле аналогичными на компакт дисках. Вывод простой: не стоит ставить клеймо на цифровые записи и одаривать медалями виниловые пластинки, так как в обоих случаях бывают исключения.

Рейтинг
2 комментария
  • Игорь 04.08.2017

    Очень толковая и полезная статья. Я вообще не имею ни одного винила, но массу CD. Хотя я и жил во время винила, но стоил он для меня тогда бешеные деньги и мне был просто не под силу. Все, что я мог сделать для себя в плане увлечения музыкой, так это записать на студии магнитофонные бобины. Но сегодня все чаще и чаще подумываю о виниле, но и что-то меня останавливает, кроме денежного фактора. Эта статья ставит все точки над i. Спасибо автору за столь понятное и доходчивое объяснение сравнения двух звуков.

ПОЛЕ ВВОДА КОММЕНТАРИЯ