Home / Библиотека  / Как выбрать акустическую систему (колонки)?

Как выбрать акустическую систему (колонки)?

Как выбрать колонки (акустические системы), и на что обратить особое внимание? С этим нелёгким вопросом сталкивается большинство любителей музыки, причём не только те, кто делает выбор впервые, но и те, кто уже успел «набить шишки» в этом не простом деле. Что ж, давайте попробуем разобраться что к чему и немного прояснить ситуацию с выбором правильных колонок именно под Ваши требования.

Согласитесь, весьма сложно прокладывать маршрут в том случае, если мы не знаем, куда идём, и не видим перед собой конкретную цель. Именно по этой причине сначала разберёмся, что же является нашей целью при выборе акустических систем. Наша цель подобрать акустические системы, которые по мнению их обладателя будут являться самыми лучшими и самыми музыкальными. Стоит отметить, что ключевыми словами тут являются «по мнению их обладателя», так как именно обладатель колонок будет слушать их и наслаждаться их звучанием, а не продавец, друг или активист на форуме, старательно навязывающий свое «правильное мнение».

Исходя из наших рассуждений и логических умозаключений, идеальным вариантом выбора акустических систем является прослушивание, в процессе которого Вы понимаете, нравится Вам звучание колонок или нет. При всей, казалось бы, простоте процесса есть одна сложность – ассортимент выпускаемых колонок невообразимо велик, и прослушать все колонки по очереди физически невозможно. Сотни производителей и десятки моделей в ассортименте каждого из них – с чего начать, чем закончить, а на что и вовсе не обращать внимание? Именно сейчас, когда мы поставили цель и определили проблему выбора, самое время обозначить задачу наших рекомендаций. Перечень представленных рекомендаций позволяет сузить круг поиска и определить более конкретный список моделей для дальнейшего прослушивания и выбора, а также понять значение указываемых производителями технических характеристик и особенностей конструкции.

Для начала стоит очистить своё сознание от древних стереотипов выбора колонок, гласящих, что основными критериями выбора являются: «чем дороже — тем лучше» и «чем больше – тем лучше». Если первый принцип во многих случаях имеет под собой реальные основания считаться верным, то второй и вовсе может сыграть со слушателем злую шутку (огромные колонки в небольшом помещении – это катастрофа вселенского масштаба).

Итак, от чего же зависит звучание акустических систем? Факторов, оказывающих влияние на итоговое звучание колонок и, что немаловажно, на восприятие звучания слушателем, много, но большинство из них можно разделить на три основные группы:

  1. технические характеристики и конструктивные особенности самих колонок;
  2. совместимость колонок с другими компонентами системы (в первую очередь с усилителем и кабелями) и помещением, в котором они установлены;
  3. особенности слуха и восприятия самого слушателя;

Как видите, первые два пункта так или иначе связаны с техническими характеристиками. Несмотря на это, не стоит полагаться на технические характеристики как на панацею. Идеальные технические характеристики не гарантируют идеального звучания, но, в тоже время, плохие характеристики колонок и их несовместимость с компонентами тракта, скорее всего, будут причиной гарантированно плохого качества итогового звучания. Иными словами – если в теории все хорошо, то стоит потратить время и проверить это на практике, а если в теории все плохо, то и на практике, скорее всего, проверять не стоит.

Совместимость колонок и помещения

Для начала стоит поговорить о совместимости колонок и помещения, в которое они установлены (планируются к установке). Помещение и колонки всегда стоит рассматривать как единое целое, так как именно помещение, а не усилитель или кабели, оказывает наибольшее влияние на итоговое звучание. Даже идеальные колонки могут отвратительно зазвучать в неподходящем помещении. По этой причине, при выборе акустических систем в первую очередь стоит учитывать не их внешнюю привлекательность, цену или рекомендации заинтересованных лиц, а параметры своей комнаты прослушивания. В первую очередь нас интересует площадь помещения, его геометрическая форма и соотношение сторон. Во вторую очередь можно обратить внимание на материалы отделки и наличие мебели.

Основное правило гласит – в маленькое помещение ставить только маленькие колонки, а в большое можно разместить большие. Если пренебречь этим правилом, то разочарование не заставит себя долго ждать. Очень маленькие колонки в большом и просторном помещении, скорее всего, не смогут обеспечить полноценного звучания в области низких частот, хотя это зависит, в том числе, от воспроизводимой музыки и общих музыкальных пристрастий слушателя. Если Ваши музыкальные вкусы не включают композиции и жанры, в которых мощные басы являются основой трека, то вполне возможно, что небольшие колонки в большом зале смогут справиться с поставленной задачей. Если же поставить большие колонки в маленькое помещение, то это практически во всех случаях можно считать провалом. Результатом такого решения станет нарушение тонального баланса и сильное доминирование низких частот, переходящее в общее гудение помещения, приводящее к неразборчивости музыки. Некоторые оптимистично полагают, что избавиться от гудения и стоячих волн получится при помощи установки «басовых ловушек», которые предлагают ряд производителей материалов для акустической обработки помещения, но этот номер не пройдёт. Ловушки лишь частично помогают скорректировать небольшие проблемы и несовершенства помещения, но с большими проблемами они справиться не способны. Тоже самое можно сказать и про надежды решить все проблемы «правильным» кабелем. Это, к сожалению, тоже не получится. Эксперименты с кабелями позволяют лишь немного подкорректировать звук, но от гудения и стоячих волн они избавить Вас не смогут. От громогласного и доминирующего баса избавиться очень сложно и, в большинстве случаев, под силу это лишь цифровым процессорам корректировки акустики помещения, которые измеряют характеристики помещения и заранее ослабляют проблемные частоты, но ни о них сейчас речь. В данном случае, лучше изначально правильно выбрать колонки, вместо того, чтобы потом долго и мучительно избавляться от проблем звучания.

Что касается формы помещения и соотношения длин стен, то здесь всё тоже максимально просто. Наиболее неудачной формой является квадратное помещение или близкая к квадрату форма (когда длины стен приблизительно равны друг другу). В этом случае есть все шансы «поймать» очень хороший резонанс, выражающийся гулом. Если Ваше помещение близкое к квадратной форме, то колонки под него стоит выбирать с особой осторожностью.

Акустическое оформление

Не меньшее внимание при выборе акустических систем стоит обратить на акустическое оформление колонок. Основными видами акустического оформления являются:

— открытое

— закрытое

— фазоинвертор

— пассивный излучатель (радиатор)

— трансмиссионная линия (акустический лабиринт)

— рупор

— изобарическое

Тем или иным образом акустическое оформление влияет на звучание всего частотного диапазона, но тем не менее (за исключением, разве что, рупорного оформления) основное влияние оно оказывает именно на низкие частоты. Так как именно низкие частоты являются основной проблемой при стыковке колонок и помещения, попустительское отношение к этому вопросу чревато дополнительными проблемами и разочарованиями.

Открытое акустическое оформление используется достаточно редко. Акустическая система с открытым оформлением характеризуется отсутствием задней стенки корпуса (либо полным отсутствием корпуса за исключением передней панели, удерживающей динамики). Открытым колонкам свойственен не очень глубокий и не очень напористый бас (в сравнении с другими видами оформлений). Иначе говоря, получить от них сногсшибательные низкие частоты не получится. Нижний регистр открытых колонок весьма точный, но не мощный (по крайней мере на умеренном уровне громкости). Такая характеристика звучания справедлива лишь для полностью открытых колонок, где низкочастотный динамик тоже имеет открытый корпус. Это получается за счёт эффекта «акустического короткого замыкания», когда низкочастотную волну, идущую в фазе от передней части диффузора, частично гасит волна в противофазе от тыльной части того же самого диффузора (благодаря отсутствию корпуса колонки излучают звук в обе стороны, но в противофазе). Казалось бы, налицо явный недостаток конструкции и звучания, но не стоит делать поспешных выводов. Благодаря такой специфике, открытые колонки вызывают меньше стоячих волн и гудения в проблемных помещениях, а их звучание, зачастую, может быть более прозрачным и непринуждённым. На открытые колонки стоит обращать внимание любителям свежего, лёгкого и прозрачного звучания, а также тем, кто имея не очень большое помещение мечтает поставить в него напольные колонки. Есть шанс, что недостаток баса у самих колонок сможет компенсировать помещение.

Открытое акустическое оформление

Закрытое акустическое оформление было очень популярно ранее, но в настоящее время используется не очень часто. Из названия становится понятно, что закрытые колонки имеют полностью закрытый герметичный корпус без каких-либо отверстий. Достоинствами закрытых колонок является точный и в то же время достаточно мощный (по сравнению с открытыми колонками) бас, а также весьма чистое звучание за счёт отсутствия лишних призвуков, которые, зачастую, могут порождать другие виды акустических оформлений. К недостаткам можно отнести сравнительно большие размеры корпусов и более низкую чувствительность колонок. Большой громоздкий размер корпуса обусловлен необходимостью получить большой внутренний объём колонки, позволяющий установленному в ней динамику (прежде всего, низкочастотному) не испытывать компрессию с внутренней стороны конуса. Иными словами, в большом корпусе динамик не чувствует, что колонка закрытая (если можно так выразиться) и не испытывает сопротивления внутреннего объёма воздуха, что позволяет ему точно реагировать на входящий аудио сигнал и правильно воспроизводить весь диапазон частот. Недостаточный объём корпуса приводит к сухому и очень сдержанному басу, а на повышенных уровнях громкости и вовсе к хорошо слышимым искажениям. Низкая чувствительность налагает некоторые ограничения на выбор подходящего усилителя.

Все мы знаем, что правильная расстановка акустических систем в помещении не менее важна, чем качество самих колонок и их совместимость с помещением. Если не брать в расчёт ряд акустических систем, специально спроектированных для установки вплотную к стенам или углам помещений, то все остальные колонки (полочные и напольные) наилучшим образом звучат на удалении от задней и боковых стен. В зависимости от конкретного производителя рекомендуемое удаление от стен варьируется от 30 см до 1,5-2 метров и в большинстве случаев указывается в инструкции по эксплуатации. Казалось бы, всё просто – устанавливаешь акустические системы согласно предписаниям производителя и наслаждаешься музыкой, но на практике возникают противоречия. Дело в том, что не каждый имеет возможность воткнуть пару колонок посередине комнаты, особенно если она по совместительству является гостиной или спальней. Так рождаются различные компромиссы, предполагающие чуть менее правильную расстановку колонок, в жертву которой частично приносится ровный тональный баланс, сцена и пр. Возвращаясь к вопросу акустического оформления, стоит отметить, что закрытые колонки чуть менее чувствительны к этим компромиссам, чем, например, колонки с фазоинверторами, пассивными излучателями или трансмиссионными линиями. Закрытые колонки тоже стоит расставлять правильно, но при отсутствии такой возможности звучание пострадает чуть меньше. Объясняется это просто – у закрытых колонок бас, как правило, более чёткий и управляемый, а приближение колонок к стенам и углам в первую очередь влияет именно на нижний регистр, который становится более увесистым и может начать доминировать. Там, где другие колонки могут загудеть, закрытые имеют небольшой шанс удержаться от этой напасти.

Фазоинверторное акустическое оформление является самым распространённым. Изначально фазоинверторное оформление появилось не для повышения качества звучания акустических систем, а в качестве своеобразного компромисса, позволяющего делать акустические системы более компактными (по сравнению с закрытыми колонками) при сохранении их низкочастотного потенциала. Попутно с этим, фазоинвертор решал вторую проблему, которой являлись большие низкочастотные динамики, позволяя «выжимать» больше баса из динамиков меньшего размера. Теорию удалось воплотить на практике. Колонки действительно стали гораздо компактнее и привлекательнее для рядового пользователя (так как они занимали значительно меньше места), а низкие частоты остались столь же весомыми, вот только качество этих низких частот стало несколько ниже. Такая же ситуация как с заменителем сахара – вроде также сладко, но что-то всё-таки не так… Дело в том, что при воспроизведении нижнего регистра закрытыми колонками мы слышим истинный чёткий и правильный бас, воспроизводимый именно динамиками. В случае наличия фазоинвертора лишь часть баса качественно воспроизводится самим динамиком, а вторая часть «вытягивается» фазоинвертором и именно эта фазоинверторная часть не лучшим образом влияет на чёткость низких частот. Фазоинвертор даёт количество, которое не всегда отвечает качеству (но бывают и исключения). На самом деле всё не так плачевно, как может показаться на первый взгляд. Фазоинвертор не всегда так уж и плох.

Давайте подробно разберёмся, что к чему. Типичный фазоинвертор представляет собой трубу определённого сечения и определённой длины. Именно от длины и диаметра трубы зависит частота, на которую настроен фазоинвертор. За счёт подбора этих двух параметров в фазоинверторе формируется определённая масса воздуха, которая резонирует на определённой частоте, на которую настроен фазоинвертор. Именно тут и кроется секрет победы или провала. Если фазоинвертор настроен на частоту, которую сам динамик воспроизводит очень плохо (свойственно маленьким динамикам), то именно звук фазоинвертора будет доминирующим, а звучание баса более размытым, смазанным, расплывчатым и рыхлым. Если же фазоинвертор настроен так, чтобы компенсировать небольшой спад уровня низких частот, с которыми динамик сам справляется не плохо, то тут мы, напротив, оказываемся в выигрыше (фазоинвертор лишь немного подыгрывает НЧ-динамику, а не выполняет за него его работу). Приведённое описание принципа работы фазоинвертора является максимально упрощённым и очищенным от лишних технических подробностей, но этого вполне достаточно для того, чтобы примерно понять, что от чего зависит.

Итак, фазоинвертор помогает сделать колонки более компактными без потери в нижнем регистре, но даже тут не нарушается основной принцип – чем больше колонка и крупнее динамики, тем больше баса она способна выдать, и тем правильнее он прозвучит. Иными словами, если перед Вами колонки со скромным диаметром динамика, но при этом с большим фазоинвертором и шикарной заявленной нижней граничной частотой, то скорее всего этот «шикарный» бас будет весьма сомнительного качества с точки зрения точности, упругости и напористости. Если же действительно хочется получить мощные и честные низы, то стоит задуматься о более крупных колонках с более крупными НЧ-динамиками. Несмотря на то, что законы физики не обмануть, некоторым производителям удаётся создавать весьма басовитые и хорошие компактные громкоговорители, в то время как другие умудряются сделать весьма бестолковые крупные колонки. Исключения из правил есть всегда.

Фазоинвертор на передней панели акустики

Фазоинвертор на передней панели акустики

Направление фазоинвертора не менее важная деталь, не учитывать которую будет ошибкой. Как правило, порт фазоинвертора имеет три варианта выхода – вперёд, назад и вниз. Если Вы не стеснены в пространстве и можете себе позволить устанавливать колонки правильно (в соответствии с рекомендациями производителя), то в этом случае учитывать расположение фазоинвертора не обязательно. Производитель уже всё продумал, измерил и учёл в рекомендациях, соблюдая которые шанс совершить ошибку существенно уменьшается. Если же Вы вынуждены идти на некоторые компромиссы при установке колонок (в частности, устанавливать их к станам ближе положенного), то в этом случае на выход фазоинвертора лучше обратить внимание.

Фазоинвертор на задней панели акустики

Фазоинвертор на задней панели акустики

Наиболее распространённым вариантом является расположение фазоинвертора на задней панели акустических систем. Несмотря на такую популярность, именно этот вариант наименее предпочтителен, в случае если Вы вынуждены устанавливать колонки близко к стенам. Чем ближе к стенам, тем больше перекос тонального баланса, а при максимально близкой установке фазоинвертор и вовсе начнёт бубнить и пыхтеть, а бас станет гудящим и доминирующим. Выход фазоинвертора вперёд и вниз не является панацеей, но оба эти варианта создают меньше проблем в случае, если близкой установки к стенам не избежать.

Фазоинвертор с выходом в пол

Фазоинвертор с выходом в пол

Пассивный излучатель (пассивный радиатор), грубо говоря, является своеобразным улучшенным вариантом фазоинвертора. Суть и цель те же самые (компактные размеры корпуса и максимум баса из НЧ-динамиков), но другая реализация. Пассивный излучатель — это динамик, из которого удалено всё кроме диффузора и корзины, в которой он установлен. Иными словами, из него удалены магнитная система (магнит) и звуковая катушка, а сам динамик ни к чему не подключён и звуковой сигнал на него не поступает. В упрощённом понимании система работает по аналогии с фазоинвертором, но вместо резонирующей массы воздуха в трубе фазоинвертора в пассивном излучателе резонирует диффузор пассивного излучателя. При правильном подборе диаметра диффузора и массы его подвижной системы пассивный излучатель будет должным образом реагировать на перемещение низкочастотного драйвера и подыгрывать ему.

Пассивный излучатель (пассивный радиатор)

 

При прочих равных, акустические системы с пассивным излучателем звучат более качественно по сравнению с фазоинверторными колонками. Нижний регистр воспроизводится точнее и чище. Кроме того, полностью отсутствуют посторонние призвуки (пыхтение и шумы от входящих/выходящих потоков воздуха) присущие фазоинверторному оформлению. При выборе акустики с пассивным излучателем стоит учитывает его расположение по аналогии с расположением фазоинвертором. Пассивный излучатель может быть спереди, сзади, с выходом в пол или в бок.

Трансмиссионная линия (акустический лабиринт) с опаской можно назвать ещё одним направлением развития фазоинвертора, хотя общего тут совсем мало. Внутри корпуса акустических систем с трансмиссионной линией расположен извилистый лабиринт, образованный при помощи поперечных перегородок корпуса. Как правило, стенки получившегося лабиринта демпфируются звукопоглощающими материалами. Чем длиннее извилистый лабиринт внутри корпуса – тем ниже минимальная воспроизводимая частота.

Трансмиссионная линия (акустический лабиринт)

 

Трансмиссионная линия позволяет получить весьма неплохие результаты в виде очень достойного звучания нижнего регистра. При этом стоит отметить, что недостатков и паразитных призвуков, присущих фазоинверторному оформлению, тут тоже не наблюдается.

Рупорное акустическое оформление, пожалуй, единственное из всех оформлений, не преследующее своей целью каким-либо образом оказывать влияние на воспроизведение низких частот. У рупора имеется своя вполне конкретная цель, связанная с повышением чувствительности колонок. Установка рупоров перед динамиками позволяет повысить чувствительность колонок, а, следовательно, даёт возможность использования усилителей меньшей мощности. Именно это и стало причиной появления рупора в далёком прошлом, когда все усилители были весьма маломощными.

В настоящее время рупор уже не является объективно необходимым, но тем не менее часть производителей всё ещё используют его в своих акустических системах. Размер рупора сильно зависит от воспроизводимой частоты. Так, например, рупор для твитера имеет сравнительно скромные размеры, в то время, как рупор для большого басового динамика может занимать половину комнаты. Именно эта зависимость привела к тому, что в настоящее время в большинстве случаев рупорное оформление применяется в области высоких частот (рупор ставится перед твитером), весьма редко его можно встретить на среднечастотных динамиках и лишь считанные производители ставят его на низкочастотные динамики. Учитывая такой «частично рупорный» подход, производители совмещают его с другими видами акустических оформлений (часто с фазоинвертором). Например, рупор на твитере, а фазоинвертор для НЧ-динамика.

Рупорное оформление твитера (высокочастотного излучателя)

Рупорное оформление твитера (высокочастотного излучателя)

При выборе рупорных акустических систем стоит учитывать ряд их особенностей и требований к установке. Кроме повышения чувствительности, рупор повышает направленность колонок. Частотный диапазон, на котором установлен рупор (на твитере, на СЧ-динамике и пр.), меньше рассеивается в разные стороны от оси динамика, и если поставить колонки прямо без разворота в сторону слушателя, то эта часть частотного диапазона будет слышна хуже. Проще говоря, рупорные колонки необходимо разворачивать в сторону слушателя (угол разворота либо рекомендуется производителем, либо подбирается на слух), а если такой возможности нет, то стоит отказаться от приобретения рупорных акустических систем. Справедливости ради стоит отметить, что большинство колонок вне зависимости от вида акустического оформления звучат лучше при небольшом развороте в сторону слушателя, но именно для рупорных акустических систем это требование является особо важным. Если пренебречь этим, то нарушится тональный баланс, «размоется сцена», пропадёт фокусировка стерео образов. Причём, если рупор стоит не только на твитере, но и на СЧ-динамике, то направленность становится ещё сильнее.

Рупорное оформление высокочастотного и среднечастотного динамиков

Рупорное оформление высокочастотного и среднечастотного динамиков

Ещё одним важным моментом является, так называемый, «рупорный окрас» звучания. Об этом явлении стоит помнить лишь в случае наличия рупора на СЧ- и НЧ-динамиках, так как на твитерах он практически незаметен. Учитывая субъективность этого явления, мы не будет пытаться описывать, в чём именно это выражается, а лишь ограничимся советом не покупать рупорные колонки вслепую, опираясь лишь на рекомендации «знающих» людей и жителей различных форумов. Приобретать рупорные колонки с рупором на средних частотах стоит лишь после прослушивания.

Полностью рупорная акустическая система

Полностью рупорная акустическая система

Изобарическое акустическое оформление весьма интересно само по себе, но используется лишь небольшим количеством производителей колонок. Суть изобарического акустического оформления заключается в разделении низкочастотной секции корпуса колонок на две камеры, после чего в перегородку между получившимися камерами устанавливается динамик полностью идентичный основному динамику. Получается конструкция, в которой два одинаковых низкочастотных динамика стоят друг за другом и работают в фазе с одним и тем же аудио сигналом. Как и следовало ожидать, подобная конструкция также позволяет создавать весьма басовитые колонки в сравнительно компактных (по сравнению с закрытыми колонками) корпусах. В качестве ещё одного преимущества изобарических колонок можно назвать улучшенный контроль низкочастотного диапазона, обеспечивающий мощный, упругий, глубокий и при этом весьма точный бас.

Изобарическое акустическое оформление

Отдельное внимание стоит уделить электростатическим и планарным колонкам. Несмотря на то, что этот вид колонок уже давно не нов, для большинства слушателей он всё ещё представляется своеобразной аудио экзотикой. По сути, это действительно так. Электростаты и планары могут либо очень сильно понравиться, либо также сильно разочаровать. Такая ситуация объясняется своеобразным характером звучания. Оба вида колонок не имеют традиционных динамиков (если не брать в расчёт комбинированные системы, где за бас отвечает привычный динамик, а плёночные излучатели охватывают середину и верх диапазона). Вместо них звук излучается тончайшей (всего несколько микрон) плёнкой, как правило, изготовленной из майлара и «натянутой» на раму (это очень грубое описание). Колонки полностью лишены корпуса, а, следовательно, и всех проблем, которые он способен доставить.

Электростатические колонки MartinLogan CLX art

Электростатические колонки MartinLogan CLX art

Оба вида колонок звучат максимально воздушно и прозрачно. Прежде всего, это заслуга сверхлёгкой излучающей мембраны, масса которой существенно меньше массы перемещаемого ею воздуха. Минимальный вес позволяет быстро и точно реагировать на поступающий сигнал, не внося в него практически никаких искажений. Всё бы хорошо, но эти весомые преимущества характерны лишь для среднечастотного и высокочастотного диапазона. Что же касается баса, то мощного и напористого звучания нижнего регистра можно не ждать. Бас будет, но не все басовитые произведения смогут прозвучать так, как Вы этого ожидаете. Контрабас и бас-гитара будут очень достойные, а вот современная клубная электронная музыка может показаться худосочной. Причина кроется не только в самих излучателях, но и в том самом «акустическом коротком замыкании», которое мы упоминали при описании открытых акустических систем. Для решения этой проблемы, производители иногда сочетают классические низкочастотные динамики с электростатическими излучателями на средних и высоких частотах

Планарные акустические системы Fonica

Планарные акустические системы Fonica

Тем не менее, не стоит списывать эти виды акустических систем со счетов. Они могут стать хорошим выходом из ситуации, когда любые другие колонки гудят и чрезмерно басят в вашей комнате прослушивания. В этом случае их недостатки могут с лёгкостью превратиться в достоинства. Стоит отметить, что оба вида колонок обладают высокой направленностью (в некоторых случаях даже превосходящей направленность рупорных акустических систем). Их просто необходимо поворачивать в сторону слушателей для того, чтобы сцена и локализация стерео образов были максимально точными.

Чувствительность

Чувствительность акустических систем это, пожалуй, одна из наиболее важных технических характеристик, на которую стоит обращать самое пристальное внимание. Как и прежде, мы попробуем объяснить её суть самыми простыми словами, не вдаваясь при этом в сложные технических дебри и терминологию. Чувствительность показывает величину звукового давления, которое создаёт колонка на расстоянии одного метра при подачи на неё сигнала мощностью 1 Вт. Если говорить максимально просто и грубо, то чувствительность показывает, насколько громко заиграет колонка при подаче на неё сигнала мощностью 1 Вт. При прочих равных, более чувствительная колонка зазвучит громче, менее чувствительная будет играть тише. Отсюда можно сделать логичный вывод – для того, чтобы менее чувствительная колонка звучала также громко как более чувствительная, на неё стоит подать сигнал большей мощности. Итоговый вывод весьма прост – чем ниже чувствительность, тем мощнее нужен усилитель.

Так какой же зависимостью связаны между собой чувствительность колонок, мощность усилителя и итоговая громкость воспроизведения музыки? Зависимость эта отнюдь не линейна. Принцип «чуть ниже чувствительность – чуть мощнее усилитель» тут не работает, так как небольшое снижение чувствительности колонок влечёт за собой существенное увеличение мощности усилителя. Если быть точным, то при условии сохранения желаемого уровня громкости, снижение чувствительности колонок на каждые 3 дБ требует увеличения выходной мощности усилителя в 2 раза. Для того чтобы понять суть, стоит рассмотреть наглядный пример. Допустим, мы имеем колонки с чувствительностью 93 дб, на которые с усилителя подаём 30 Вт мощности, и получившаяся громкость нас очень устраивает. Если после этого мы возьмём колонки чувствительностью 90 дБ (на 3 дБ меньше), то для обеспечения аналогичного уровня громкости с усилителя потребуется уже 60 Вт мощности (в 2 раза больше). Для ещё меньшей чувствительности 87 дБ (ещё на 3 дБ меньше) потребуется уже 120 Вт мощности с усилителя и т.д. Аналогичная же зависимость работает и в обратную сторону (это логично), каждые дополнительные 3 Дб чувствительности позволяют вдвое уменьшить мощность усилителя.

Практически все выпускаемые акустические системы укладываются в диапазон чувствительности от 84 до 105 дБ, причём большинство из них умещаются в более узкие рамки от 87 до 94 дБ. Единого стандарта или конкретных рекомендаций по соотношению чувствительности колонок и мощности усилителя нет. Оно и понятно, ведь предпочтения по громкости воспроизведения у разных слушателей разные, к тому же в помещениях разного размера восприятие громкости тоже отличается. Тем не менее есть пара общих рекомендаций, которые стоит учитывать.

  1. Не стоит использовать акустические системы с низкой чувствительностью в паре с маломощным усилителем. Такой комплект будет иметь ограничения по громкости воспроизведения, что, порой, может не позволить Вам получить должного удовольствия от прослушивания музыки разных жанров (например, тяжёлая рок музыка или масштабные симфонические произведения). А во-вторых, если колонки окажутся весьма «тугими», то слабый усилитель не сможет их «раскачать», что не лучшим образом скажется на тональном балансе и звучании в целом. Иными словами, разные колонки должным образом разыгрываются (начинают звучать полноценно) на разных уровнях громкости, до достижения которых в звучании может, например, не хватать низких частот и нижней середины, а общий тональный баланс может быть смещён в область высоких частот.
  2. Не стоит использовать колонки с высокой чувствительностью в паре с очень мощным усилителем. В этом случае есть вероятность повреждения чувствительных акустических систем, а также возможны неудобства при регулировке громкости. Сам по себе мощный усилитель не может повредить колонки, но если случайно не рассчитать и выкрутить ручку громкости слишком сильно, то испортить акустические системы всё-таки можно. Казалось бы, здравомыслящему пользователю не придёт в голову идея испробовать на прочность свои колонки, но человеческий фактор есть всегда. В частности, ручку громкости выключенного аппарата может выкрутить ребёнок, а Вы, не заметив этого и не проверив уровень громкости, включите систему. Как правило, производители колонок указывают рекомендуемую мощность усилителя, превышать которую не рекомендуется. Что же касается неудобств регулировки громкости, то тут ситуация ещё проще. Высокочувствительным колонкам для громкого воспроизведения музыки достаточно весьма незначительной мощности усилителя. Таким образом, поворот ручки громкости мощного усилителя всего на несколько градусов уже обеспечит достаточный уровень громкости, и дальнейшие регулировки уровня воспроизведения будут ограничены считанными миллиметрами вращений ручки громкости. К счастью, такая ситуация в настоящее время случается крайне редко, так как большинство современных усилителей оснащаются логарифмическими регуляторами громкости. Это означает, что зависимость выдаваемой мощности от угла поворота ручки имеет не линейную зависимость (мощность не пропорциональна углу поворота ручки).

Вывод из всего этого весьма простой. Если Вы успели обзавестись усилителем до покупки акустических систем, то стоит отталкиваться от его выходной мощности и выбирать акустические системы с подходящей чувствительностью. При любом раскладе, обладателям маломощных усилителей (менее 30 Вт) выбрать колонки будет сложнее, так как их выбор будет весьма ограничен. В то время, как мощный усилитель сможет справиться с любыми колонками, маломощный осилит только те, чья чувствительность будет достаточно высокой. В целом, для большинства акустических систем с чувствительностью 87-94 дБ более чем достаточно усилителя мощностью 50-150 Вт. Это весьма абстрактное соотношение, которое стоит воспринимать лишь в качестве примерного ориентира.

Что касается выбора мощности усилителя, то тут стоит отдельно упомянуть необходимость запаса по выходной мощности. Неважно какой усилитель Вы выберете для своей системы, будь то 10 Вт или 500 Вт, на предельных значениях своей мощности любой усилитель начинает вносить в сигнал весьма существенные искажения. Это означает, что не стоит прослушивать музыку при выкручивании ручки громкости на максимум. Стоит подобрать такую мощность усилителя, которая позволит получить желаемую громкость воспроизведения при использовании не более 60-70% потенциала аппарата. Если 50-ваттного усилителя Вам достаточно лишь при его работе на максимуме своих возможностей, то стоит выбрать аппарат мощностью 100-120 Вт и слушать его при половине выходной мощности. В этом случае усилитель будет работать без слышимых искажений в щадящем для себя и акустических систем режиме.

Казалось бы, всё просто и понятно, но не тут-то было. Дело в том, что несмотря на то, что процесс измерения чувствительности, в целом, стандартизирован, ряд производителей колонок прибегают к различным уловкам и ухищрениям, позволяющим получить не совсем честные, более высокие результаты. Подобное полулегальное жульничество позволяет получить виртуальную прибавку в 1-3 дБ, что является довольно весомой величиной. По этой причине, на чувствительность колонок стоит поглядывать лишь как на примерный ориентир.

Импеданс

Импеданс – это ещё одна очень важная характеристика, позволяющая прикинуть совместимость колонок с усилителями. Импеданс – это не что иное, как сопротивление акустических систем. В большинстве случаев, акустические системы имеют сопротивление 4 Ом, 6 Ом или 8 Ом (крайне редко встречаются 16 Ом). Сопротивление колонок зависит от воспроизводимой частоты и во всём диапазоне частот оно непостоянно (колеблется в разные стороны от номинального значения, указанного в характеристиках). В большей части частотного диапазона сопротивление не сильно отличается от номинального, но порой, в основном на низких частотах, может падать весьма существенно, в связи с чем в характеристиках иногда указывается не только номинальный импеданс, но и минимальное сопротивление. Как правило, в расчёт принимают именно номинальное сопротивление, а на минимальное обращают внимание гораздо реже. Теперь самое время разобраться, на что именно влияет сопротивление акустических систем.

Сопротивление колонок и качество их звучания напрямую никак не связаны. Сопротивление акустики говорит лишь о том, насколько усилителю будет просто с ними справиться. Если говорить максимально просто, то чем выше сопротивление акустических систем – тем усилителю проще с такими колонками работать. Теоретически, любой усилитель может работать с любыми колонками, но на практике наилучшего результата можно добиться при правильном сочетании параметров колонок с параметрами усилителя.

Дело в том, что при падении сопротивления хороший с технической точки зрения усилитель должен пропорционально наращивать ток и, в конечном счёте, выходную мощность. Например, хороший 50-ваттный усилитель при замене колонок сопротивлением 8 Ом на колонки 4 Ом должен удваивать выходную мощность и выдавать уже 100 Вт. В частности, это требуется для того, например, чтобы сохранить аналогичную громкость воспроизведения, а также качественно воспроизводить низкие частоты. По этой причине, если в технических характеристиках усилителя выходная мощность на 8 Ом и на 4 Ом различается ровно в 2 раза, то с технической точки зрения этот аппарат можно считать очень достойным и способным одинаково хорошо справиться с любыми колонками.

Тут стоит отдельно отметить, что объективные показатели качества усилителя (технические характеристики) не всегда коррелируют с субъективными оценками качества звучания. То есть, технически совершенный усилитель не обязательно будет звучать лучше других, но, тем не менее, шансов звучать качественно у него определённо будет больше. В первую очередь это связано с субъективностью самой оценки качества звучания, так как она не может быть измерена и зависит лишь от личных музыкальных предпочтений и особенностей слуха (в том числе возрастных) слушателя. То, что одни посчитают недостатком звучания, другие могут, напротив, расценить как достоинство (например, одни скажут «приятный мягкий бас», другие назовут его «медленным и размытым»).

На практике далеко не все даже весьма дорогие усилители способны удваивать выходную мощность, и нередко у дорогого усилителя можно видеть, например, 100 Вт при 8 Ом и всего 140 Вт при 4 Ом. На первый взгляд это не так уж и страшно, но это не совсем так. Например, при выборе такого аппарата в пару к колонкам с импедансом 4 Ом итоговая громкость будет тише. Если же взять колонки с нестабильным сопротивлением (существенно падающим на низких частотах), то и вовсе получается странная ситуация. Большинство акустических систем и без того имеют спад АХЧ на низких частотах, что в паре с уменьшенной выходной мощностью на низах (по отношению к остальному частотному диапазону) в теории и вовсе выглядит печально (но это всё субъективно). Например, колонки с номинальным сопротивлением 8 Ом и минимальным 3 Ом на низких частотах могут иметь некоторые субъективные проблемы с басом, который может казаться менее чёткими, менее мощными, чуть размытыми и т.д. Опять же заметим, что с точки зрения качества звучания это всё очень субъективно и требует оценки своими ушами.

Получается, что в теории легче всего выбрать усилитель обладателю 8-омных колонок, обладающих относительно стабильным сопротивлением. В этом случае подойдёт практически любой аппарат, который перед этим уже прошёл отбор по соотношению выходной мощности с чувствительностью колонок. Обладателю же 4-омной акустики стоит подходить к выбору усилителя чуть более внимательно с небольшой оглядкой на характеристики мощности. В обратном порядке это правило работает также хорошо. Если Вы уже выбрали себе усилитель и он без проблем удваивает выходную мощность, то колонки можно выбирать без оглядки на их сопротивление. Если же аппарат не удваивает мощность, то приобретать колонки стоит при более тщательном прослушивании. Очередной раз отметим, что всё вышеописанное носит лишь рекомендательный характер. Нельзя исключить то, что несовместимый с теоретической точки зрения комплект (колонки+усилитель) именно для Вас окажется наиболее приятным и музыкальным. Тем не менее, даже в этом случае стоит заглядывать в инструкцию к усилителю или ресиверу, ведь бывают и такие случаи, когда аппарат в принципе не способен работать с колонками 4 Ом. Так, например, ряд бюджетных AV-ресиверов не имеют такой возможности. В инструкции к таким аппаратам указывается, что минимальное сопротивление колонок не менее 6 Ом. Если нарушить это требование, то есть вероятность перегрева устройства и выхода его из строя.

Напоследок отдельно поговорим о ламповых усилителях, для которых понятие «удвоение выходной мощности» применимо крайне редко, ведь абсолютное большинство из них на это попросту не способны. Неужели в паре с ламповым усилителем нельзя использовать колонки с импедансом 4 Ома? Казалось бы, ответ очевиден, но это не совсем так. Совместимость низкоомной акустики в этом случае достигается не за счёт наращивания тока и выходной мощности, а за счёт выходных трансформаторов, установленных в большинстве ламповых аппаратов. Как правило, такие усилители имеют на задней панели раздельные клеммы для подключения колонок с импедансом 4 Ом и 8 Ом. Не углубляясь глубоко в теорию и максимально упростив суть, можно сказать, что выходные трансформаторы позволяют усилителю воспринимать 4-омные колонки также просто как и 8-омные. Это происходит за счёт того, что сигнал до колонок идет по более длинному пути через трансформаторы (это очень грубое объяснение).

Таким образом, если ламповый усилитель имеет раздельные клеммы для акустики с разным импедансом, то лишний раз задумываться о сопротивлении колонок не стоит. Если же ламповый аппарат не имеет раздельных клемм, то лучше предпочесть ему в пару колонки с сопротивлением 8 Ом. А как же быть в случае с колонками с сопротивлением 6 Ом, ведь клеммы, как правило, выделены для 4 или 8 Ом? В этом случае стоит предпочесть для подключения клеммы, предназначенные под колонки с сопротивлением 4 Ома, так усилителю работать будет гораздо проще, хотя многие рисковые слушатели предпочитают 8-омные клеммы, считая выходные трансформаторы дополнительной помехой на пути аудио сигнала, ухудшающей качество звучания (но это чисто субъективное мнение каждого отдельного слушателя).

Частотный диапазон    

По сложившейся традиции, из всех технических характеристик акустических систем именно частотный диапазон вызывает особый интерес у начинающих слушателей ещё не имеющих опыта подбора и покупки аппаратуры. По популярности среди характеристик с частотным диапазоном может конкурировать разве что указание номинальной и максимальной выходной мощности. Несмотря на столь большую и ничем не подкреплённую любовь к расширенному частотному диапазону, непосредственно на выбор колонок он влиять не должен.

Как правило, за слышимую часть диапазона принято брать промежуток от 20 Гц до 20 000 Гц. Для большинства эти цифры считаются константой, но есть один нюанс, который, как правило, забывают. Полноценно слышать весь диапазон от 20 Гц до 20000 Гц можно лишь в детском и юношеском возрасте, так как уже после 20 лет воспринимаемый нами диапазон частот становится скромнее с каждым годом. Процесс сужения воспринимаемого частотного диапазона с возрастом у каждого протекает по своему. У одних более плавно, у других более стремительно. В первую очередь страдает восприятие высоких частот. Так, например, слушатель в возрасте от 30 до 40 лет в среднем слышит диапазон от 25 Гц до 16000 Гц. Проверить это очень просто, достаточно приобрести тестовый диск из множества треков, каждый из которых посвящён определённой частоте. Вставляете диск, запускаете его и постепенно переключаете треки, определяя какую частоту Вы уже не слышите.

Исходя их этих рассуждений стоит задаться вопросом, стоит ли гнаться за более широким частотным диапазоном, если слышим мы всё равно более узкий? Если говорить о низких частотах, то стоит, если же о высоких, то скорее всего нет. Дело в том, что теряя способность слышать некоторые низкие частоты, мы продолжаем их чувствовать телом в виде мощных колебаний воздуха (вспомните, как мощный бас заставляет дрожать пол). Эти колебания очень важны, как так позволяют почувствовать глубину и мощь звука, что, в частности, незаменимо при просмотре масштабных фильмов или прослушивании некоторых музыкальных произведений. Тем не менее, при выборе басовитых колонок стоит помнить о разумных ограничениях. Крупные и басовитые акустические системы не рекомендуется ставить в небольшое помещение во избежание гула, стоячих волн и общей неразборчивости звучания. Необходимо соблюдать баланс, колонки должны быть достаточно «басовитыми», именно для этого конкретного помещения и не более того. Лучше предпочесть небольшую нехватку низких частот, чем их явный излишек.

Что же касается высоких частот, то тут кроется самое интересное. Несмотря на то, что более 20000 Гц мы явно не сможем услышать, практически все производители стремятся поднять верхнюю границу как можно выше до 25 кГц, 30 кГц, 40 кГц или даже до 70 кГц. Зачем расширять диапазон высоких частот если мы их не услышим, и есть ли в этом реальный смысл? В некоторой степени смысл есть. Дело в том, что, как правило, на границах частотного диапазона начинают появляться искажения, которые могут быть не только измерены, но и услышаны. По этой причине, если выбрать высокочастотный излучатель, способный воспроизводить частоты лишь до 20 кГц, то есть шанс, что часть появляющихся искажений может попасть в теоретически слышимый диапазон. Если же взять твитер, воспроизводящий частоты до, например, 25 кГц, то и существенные искажения сместятся к этой границе за пределы слышимого диапазона. Кроме объективных причин у завышения верхней граничной частоты есть субъективные основания. В частности, при прослушивании акустических систем с расширенным диапазоном высоких частот некоторые слушатели могут воспринимать звучание как более открытое, воздушное, детальное, прозрачное.

Таким образом, небольшое расширение высоких частот за пределы слышимого диапазона можно считать вполне оправданным, а чрезвычайно широкий диапазон высоких частот можно считать маркетинговым ходом. Если за более широкий диапазон производитель не требует доплаты, то ничего плохого в приобретении таких колонок нет, если же расширение высоких частот рассматривается как существенное улучшение за хорошую доплату, то стоит внимательно послушать колонки, возможно доплата того не стоит. Но даже у таких колонок есть свои поклонники, которые утверждают, что существенно расширенный диапазон высоких частот является жизненно необходимым для новых форматов высокого разрешения, забывая при этом, что не существует музыкальных инструментов, способных воспроизвести 25 или 30 кГц, не говоря уже о 50 или 70 кГц.

Кроме вышеперечисленных характеристик акустических систем имеется ещё множество других, таких как количество полос, материал и форма диффузоров, форма и конструкция корпусов и пр. Как правило, все эти характеристики не требуется особо учитывать при выборе колонок, так как они скорее относятся к индивидуальным особенностям конкретных акустических систем и оценить их влияние на звучание можно лишь после личного прослушивания. На совместимость с другими компонентами системы подобные характеристики практически не влияют, а, следовательно, не могут упростить или усложнить подбор усилителя (в отличие от более важных параметров, таких как, например, сопротивление или чувствительность). Тем не менее, именно эти параметры в большинстве случаев становятся основой для маркетинговых спекуляций. В этом случае лишь здравый смысл и собственные уши помогут понять, стоит ли переплачивать за «сверхновый» материал диффузора или «революционную» форму подвеса…

В заключение хочется ещё раз отметить, что все советы носят лишь рекомендательный характер. Их стоит учитывать, на них можно опираться, но выбирать колонки стоит своими собственными ушами, ведь восприятие музыки у каждого своё, ровно так же как различаются критерии оценки качества звучания у разных слушателей.

Рейтинг
ЕЩЁ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ПОЛЕ ВВОДА КОММЕНТАРИЯ