Home / Аналоговые источники  / Проигрыватель виниловых пластинок. Как выбрать и на что обратить внимание

Проигрыватель виниловых пластинок. Как выбрать и на что обратить внимание

Выбор – это самое сложное, с чем приходится сталкиваться современному покупателю. Во времена всеобщего дефицита было проще – брали то, что есть и как-то приспосабливались. Сегодня ассортимент аппаратуры чрезвычайно широк и впечатляет не только разбросом цен, но разнообразием технологий и конструкций. Что выбрать, сколько потратить? Ответы на эти вопросы мгновенно становятся самыми сложными, особенно, если нет особого ограничения по финансовой части. Глаза разбегаются в стороны, и чувство растерянности охватывает посетителя салона по продаже Hi-Fi и High-End аппаратуры или специализированного сайта интернет-магазина. В помощь желающему обменять свои ассигнации или электронные рубли с пластиковой карты на вполне реальный аппарат готовы прийти толпы консультантов, продавцов, дилеров, но кому от этой помощи станет легче, пока не понятно. Продавец может случайно или специально навязать своё мнение. Причиной этому могут быть собственные предпочтения конкретного бренда или модели аппарата, либо коммерческий интерес совершить более выгодную для себя продажу. Возможен и обратный вариант, когда беспристрастный консультант действительно подберёт именно то, что подойдёт именно Вам. Какой из этих вариантов поджидает за дверями магазина именно Вас, никогда заранее неизвестно. Так или иначе, собственная теоритическая подготовка поможет существенно приподнять уровень знаний о принципах выбора аппаратуры и позволит ориентироваться в терминах и сути технологий, про которые будет рассказывать консультант в попытке склонить Вас к покупке. Теория никогда не заменит практику, а реальное прослушивание по эффективности превзойдёт сотни прочитанных рекомендаций. Тем не менее, именно теория сможет сузить круг потенциальных претендентов на прослушивание, исключив из списка компоненты, не способные идеально «вписаться» с технической точки зрения в вашу систему или комнату прослушивания. В конце концов, не зря говорят, что без теории не было бы и практики.

Выбор проигрывателя виниловых пластинок весьма непростой процесс.  Проигрыватель виниловых пластинок это сложная электромеханическая система, преобразующая неровности звуковой канавки проигрывателя в электрический сигнал. Для того, чтобы проигрыватель зазвучал должным образом, требуется тщательный подбор всех его компонентов и обеспечение их взаимной сочетаемости как по электрическим параметрам, так и по механическим (это особенно важный момент). После того, как всё будет собрано воедино, проигрыватель необходимо качественно настроить. Сегодня же мы попробуем разобраться с тем, как выбрать стол проигрывателя (шасси), оставив рассуждения о принципах выбора тонарма и головки звукоснимателя на следующий раз.

Под столом (шасси) проигрывателя будем понимать проигрыватель без тонарма, головки звукоснимателя и фонокорректора. Таким образом, у нас остаётся основа, установленный на ней поворотный диск и двигатель, который этот диск вращает. На первый взгляд ничего сложного, но поверьте, от этого «комплекта» будет зависеть очень многое.

В задачи стола, диска и двигателя кроме поддерживания тонарма и вращения пластинки входят ещё как минимум две важнейшие функции:

  1. Минимизация всех возможных вибраций и резонансов
  2. Обеспечение точной частоты вращения вне зависимости от ситуации

Вибрации и резонансы являются самыми существенными проблемами при воспроизведении пластинок. Дело в том, что сам процесс воспроизведения виниловой пластинки заключается в преобразовании вибраций, полученных от звуковой дорожки пластинки в электрический сигнал. При этом любые иные вибрации, которые попадут на головку звукоснимателя извне тоже будут преобразованы в электрический сигнал и усилены. Таким образом, у нас есть все шансы услышать не только музыку, но и много лишнего к ней не относящегося.

Есть несколько причин возникновения вибраций:

  1. «Акустическая обратная связь» — это вибрации, возникающие при распространении звуковых волн по помещению. Включите динамичную музыку и положите руку на неподалёку стоящий стол или тумбу, в конце концов, снимите тапки и почувствуете лёгкую вибрацию пола в такт с музыкой. Чем меньше громкость и спокойнее музыка, тем вибраций меньше. Тем не менее, даже эти небольшие вибрации, при попадании на головку звукоснимателя через проигрыватель способны превратиться в очень большую и неприятную проблему, не забывайте, ведь они вместе с музыкальным сигналом проходят через усилитель.
  2. Вибрации здания, особенно если пол очень шаткий. Эти вибрации возникают за счет работы мощных двигателей подъёмников лифтов, проходящих возле дома трамваев, поездов, линии метрополитена, или просто шагов по комнате и прочих обстоятельств. Проживая долгое время на одном месте мы настолько привыкаем к этому шуму и вибрациям, что можем и вовсе их не замечать, но не качественный проигрыватель пластинок обязательно напомнит об их существовании.
  3. Вибрации и резонансы могут возникать внутри самого проигрывателя, например, при работе двигателя, вращающего диск.

Вибрации здания передаются на проигрыватель через пол и стойку, на которой он установлен. Вибрации, порождённые звуковыми волнами, появляются на проигрывателе напрямую (вызывая резонансы, подобно тому, как это происходит с мебелью и полом). Вибрации от двигателя или других подвижных элементов проигрывателя (например, подшипника) рождаются непосредственно в нём самом. Задача стола проигрывателя — устранить внутренние вибрации и резонансы проигрывателя до того, как они попадут на звукосниматель, а также предотвратить попадание на него внешних вибраций. Если стол проигрывателя не справляется с этой задачей должным образом, то можно забыть о качественном звучании пластинок.

Есть очень простой способ проверить, насколько хорошо проигрыватель борется с резонансами. Опустите иглу звукоснимателя на неподвижную пластинку, установите ручку громкости усилителя в то положение, в котором при обычном прослушивании громкость для Вас является комфортной и обычной. После этого легонько постучите по стойке, на которой стоит проигрыватель и понемногу усиливайте силу удара. Чем быстрее Вы услышите звук из динамиков ваших акустических систем, тем хуже проигрыватель справляется с резонансами. Рядом с очень качественным проигрывателем, Вы можете бить по стойке молотком и всё равно не услышать ничего из колонок. Давайте разберёмся, какие существуют способы по борьбе с вибрациями в шасси проигрывателя. Основных вариантов всего четыре:

  1. Увеличивать массу шасси (за счёт больших габаритов и тяжёлых материалов), делая его более инертным и невосприимчивым к мелким вибрациям.

LP-проигрыватель

2. Разделение шасси на две независимые части, где основное шасси устанавливается на стойку, а на вторую часть (называемую «субшасси») устанавливается диск с пластинкой и тонарм. Между собой шасси и субшасси механически развязываются при помощи пружинного, резинового или иного другого подвеса. Существует два варианта установки субшасси относительно основного шасси: оно может опираться на подвес или свисать с него. Свисающий вариант всегда предпочтительнее, так как при сглаживании вибраций в основном он будет колебаться в вертикальном направлении, в то время как опирающееся субшасси может совершать движения также в боковых направлениях.

sme model 30A

  1. Применение многослойной конструкции шасси из материалов разной плотности жёсткости и состава (например, чередование металла с резиной или каучуком). Получается своеобразный «сэндвич». С точки зрения физики, вибрации, проходя через слои на их границах теряют часть своей энергии, которая превращается в тепловую энергию и таким образом быстрее затухают.
  2. Применение демпфирующих составов для обработки шасси. Процесс представляет собой нанесение специализированных силиконов, смол, каучуков или прочих составов на само шасси. Задача проста – предотвращение резонансов. Возьмите в руку хрустальный (или хотя бы стеклянный) бокал на длинной ножке. Держите бокал за его основание и слегка ударьте по нему чайной ложкой. Вы непременно услышите продолжительный звон – это резонанс. Теперь также, держа бокал, прижмите к самой чаше бокала пару пальцев и ударьте его ложкой вновь. В этот раз удар слышен, а звона нет. Ваши пальцы выступили в качестве демпфирующего материала, погасившего вибрации и предотвратившего резонанс.

В высококачественных проигрывателях эти способы редко используются отдельно друг от друга и чаще всего можно встретить их в различных сочетаниях, что является самым предпочтительным вариантом. За основу при этом стоит брать увеличение массы шасси, впоследствии добавляя к нему остальные технические решения. Увеличение массы проигрывателя является наиболее простым, универсальным и эффективным способом борьбы с резонансами. Увеличивать массу можно разными способами, но самым идеальным является использование тяжёлых и инертных материалов, а не дополнительных утяжелителей лёгкого корпуса. Возьмите в одну руку шариковую ручку, а в другую тяжёлую гантель или гирю, вытяните руки перед собой. Теперь попробуйте быстро помахать рукой, в которой держите ручку – это просто, не правда ли? Теперь попробуйте также быстро помахать рукой с гирей – передать гире вибрацию вашей руки гораздо сложнее. Это явление называется инерцией, оно играет в нашу пользу. Чем тяжелее тело, тем сложнее сменить его состояние покоя на состояние движения.

С тяжёлым шасси идеально будут сочетаться вибропоглощающие ножки из специального силикона, резины или каучука (в данном случае их можно и нужно предпочесть острым шипам) или прослойки демпфирующего материала между шасси и субшасси (при условии их сопоставимой массы, субшасси тоже должно быть тяжёлым). В некоторых случаях интересен может быть и подвес, но его следует внимательно продумать, так как он должен выдержать большую массу субшасси. Вышеописанные сочетания большой массы шасси и прочих технических решений не только улучшает качество звучания, но и снижает требовательность проигрывателя к месту его установки, к вибрационным и анти резонансным свойствам стойки.

Не стоит огорчаться, если в ваши планы входит приобретение более простого проигрывателя с простым достаточно лёгким и жёстким шасси, продиктованное его эстетическими характеристиками или Вашими финансовыми возможностями. Это ещё не значит, что Вы не сможете получить должного удовольствия от прослушивания любимых виниловых пластинок, но в данном случае, вам придётся более тщательно подойти к его установке. Так как простой, с точки зрения антирезонансных технологий, и лёгкий по весу проигрыватель является менее защищённым от вибраций и резонансов, стоит максимально оградить его от них. Для этого можно расположить проигрыватель дальше от колонок, поставить его на более тяжёлую стойку с массивными полками, установленными на каркас стойки через виброразвязывающие прокладки. Это лишь базовые рекомендации, в дополнение к которым можно найти ещё множество рекомендаций и советов от пользователей, которые путём собственных экспериментов смогли оградить свой источник от вибраций. Также можно обратиться к бесчисленному множеству имеющихся в продаже аудио аксессуаров разных производителей, призванных «бюджетно» улучшить качество звучания. Самое главное не верить лишь рекламным обещаниям, а реально слушать влияние этих аксессуаров на итоговое звучание, так как не редко они могут не только не улучшить, а порой, могут даже ухудшить имеющееся качество звука.

Вывод напрашивается очень простой – приобретая высококачественный проигрыватель и не экономя при этом на столе (шасси), можно существенно упростить свой путь к качественному звучанию виниловых пластинок. К тому же, вложившись в покупку качественного стола (шасси) с прекрасными антирезонансными свойствами и устойчивого к любым вибрациям, Вы автоматически можете сэкономить на стойке для его установки и покупке всевозможных аудио аксессуаров. Это не означает, что стойка под проигрывателем может быть самой низкокачественной, а лишь позволяет чуть менее придирчиво относить к её выбору с точки зрения борьбы с вибрациями и резонансами. Если же экономить на проигрывателе и, в частности, на его шасси, то все риски по борьбе с вибрациями Вы берёте на себя. Отдельно стоит отметить, что вне зависимости от вложенных усилий и средств по «усовершенствованию» купленного низкокачественного проигрывателя, это не позволит ему превзойти изначально совершенный аппарат, хотя и позволит приподнять качество его звучания на несколько ступеней.

Напоследок, хочу отметить, что внушительный опыт обращения с проигрывателями всех ценовых сегментов и конструкций позволил выделить не только обычные и качественные конструкции шасси, но и крайне неудачные (с моей точки зрения) варианты. Примером такой неудачной конструкции является пружинный подвес очень лёгкого субшасси на весьма чувствительных пружинах к лёгкому основному шасси. Основная идея понятна – чувствительные пружины должны были гасить вибрации, но по факту они лишь усиливали колебания субшасси, зачастую вызывая перескакивание иглы звукоснимателя с дорожки на дорожку. Такой проигрыватель требует очень жёсткого пола и массивной стойки под собой.

Итак, с основой проигрывателя мы разобрались, теперь несколько слов о двигателях и дисках. Классифицировать используемые для вращения пластинки двигатели можно по двум критериям:

  1. По месту расположения: интегрированы в шасси проигрывателя или вынесены за его пределы в качестве отдельного устройства.

Виниловый проигрыватель

High-End проигрыватель пластинок2. По способу передачи движения от двигателя диску с пластинкой: непосредственная передача (через шестерни или, непосредственно, соединяя вал электродвигателя с диском) или передача через ремень или пассик из резины и прочих материалов.

Пристальное внимание к двигателям появляется в свете рассмотрения их как внутреннего источника возможных вибраций. В частности, выделяют два основных варианта появления вибраций: рокот самого двигателя, вибрации от его подвижных элементов, переданные на его корпус и потом на проигрыватель, а также вибрации, вызванные неравномерностью вращения ротора двигателя (рывки и толчки).

В качестве решения проблемы вибрации двигателя идеальным вариантом является вынесение его за пределы проигрывателя и установка на вибропоглащающие ножки. Это действительно является оптимальным решением проблемы, но с приходом в проигрыватель очень маломощных двигателей, практически неспособных порождать значимых вибраций (особенно если стол проигрывателя является массивным), подобное дорогостоящее решение теперь может рассматриваться лишь в качестве исключительного для самых совершенных аппаратов, где совершенство должно быть в каждой детали.

По способу передачи вращения от двигателя диску с пластинкой заслуженной популярностью пользуется передача через пассик, выполненный из резины или лески. Пассик служит своеобразным буфером, способным погасить мелкие толчки и вибрации, не позволяя им попасть на диск с пластинкой. Проигрыватели с непосредственной передачей вращения тоже продолжают существовать, но встречаются в основном в бюджетном сегменте техники.

Таким образом можно подвести итог: лучше предпочесть привод виска через пассик, а двигатель вынести за пределы проигрывателя. Если же стол проигрывателя (его шасси) является массивным и инертным, то встроенный двигатель с ременным приводом тоже вполне допустим без ухудшения качества звучания.

Диску, на котором будет вращаться Ваша пластинка, тоже стоит уделить должное внимание, ведь, несмотря на его внешнюю простоту, он решает два важных вопроса: гасит вибрации, обеспечивает равное вращение пластинки с постоянной скоростью. Чем массивнее диск – тем лучше это для качества звучания, и сейчас мы разберёмся почему.

Большинство современных пластинок записывается на скорости 33 и 1/3 оборота в минуту, ещё некоторая часть рассчитана на скорость 45 оборотов в минуту, причём скорость вращения является не приблизительной, а совершенно точной. Точная скорость вращения является гарантией правильного воспроизведения записи. Если скорость не равномерна или отличается от требуемой хотя бы на доли оборота, то появляется явление, называемое детонацией. Детонация – это искажение правильной тональности звучания, что очень остро чувствуется на слух. Если скорость вращения пластинки выше положенной, то запись звучит на несколько тонов выше, голоса становятся писклявыми и торопливыми. При замедленном вращении винила, музыка становится медленной и тягучей, а вокал более низким и «зевающим». Чем сильнее отклонение от требуемой скорости вращения, тем сильнее проявляется детонация.

Причиной неравномерности частоты вращения диска (как первопричиной детонации) может служить нестабильная работа электродвигателя, колебания тока и напряжения в сети или кратковременные отключения питания двигателя. Наиболее простым способом предотвращения неравномерности вращения является использование диска с внушительной массой, вращение которому передаётся от двигателя через пассик. Тут всё просто, законы физики нам в помощь! Чем тяжелее тело – тем больше его инерция, тем сложнее изменить его состояние (из покоя перевести в движение и наоборот). Тяжёлый диск обладает большой инерцией, что позволяет ему поддерживать плавность вращения с нужной скоростью, не замечая кратковременные проблемы двигателя. Если проблемы с равномерностью и постоянством частоты вращения у двигателя возникают не постоянно, а лишь периодически (не подряд), то тяжёлый диск не будет успевать реагировать на них, сохраняя своё вращение на должной скорости.

LP-проигрыватель Hi-End

Порой некоторые производители используют тяжёлый, но не достаточно массивный диск, предпочитая не полагаться на инерцию, а поручить организацию стабильного вращения электронным системам контроля скорости вращения, которые по несколько раз за каждый оборот сверяют реальную частоту вращения с эталонной и корректируют её (так, например, поступает компания SME Ltd). Ещё одним способом является применение синхронных двигателей и внешних блоков питания, обеспечивающих точную частоту вращения за счёт поддержания идеальной частоты переменного тока.

Как бы то ни было, массивные диски по определению являются фаворитами, позволяя экономить на сложных блоках питания и внешних устройствах контроля частоты вращения. Кроме этого, сложные по конструкции диски (а также тяжёлые диски) призваны гасить вибрации и резонансы, которые могут пройти сквозь все прочие преграды до самого диска. Узкая часть производителей рассматривают сами пластинки как возможный источник вредоносных вибраций и резонансов и разрабатывают конструкции своих дисков таким образом, чтобы они отводили возникающие в пластинках резонансы и гасили их.

В этом кратком обзоре мы постарались приоткрыть завесу тайны над тем, почему так важно тщательно подходить к выбору стола (шасси) проигрывателя, и почему не стоит на нём серьёзно экономить. Знающие читатели сразу отметят, что в обзор вошли лишь самые распространённые мысли, технологии и конструкции. Да, это так, за границами обзора оказалось множество экзотических технических решений, которые, я надеюсь, в будущем мы обязательно раскроем. Среди таких технологий можно встретить магнитный и воздушный подвесы тяжёлого диска с пластинкой, когда диск не опирается на подшипник, а висит в воздушном или магнитном зазоре, не испытывая трения и вибраций. Впрочем, эти экзотические технологии мы действительно оставим на потом, ведь они составляют доли процентов от общего ассортимента. И не забывайте, что всё это лишь теоретические знания, которые могут служить прочной основой Вашей подготовки. Решение же стоит принимать только после личного прослушивания рекомендуемого комплекта.

Рейтинг
ЕЩЁ НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ПОЛЕ ВВОДА КОММЕНТАРИЯ